СВЯТЫЕ ОТЦЫ ГОВОРЯТ. КАК ЖИТЬ СЕГОДНЯ? (2)

Как жить сегодня, в наше сложное и противоречивое время? Мы публикуем советы Отцов и подвижников Православия, которые дают нам ориентиры, точное и правильное направление для жизни в современном обществе.

О НАШИХ БЛИЖНИХ

Игумен Никон (Воробьев)
(1894 – 1963)

4

Игумен Никон (Воробьев)

«Всячески надо бояться оскорбить ближнего своего, ибо легче примириться с Богом, нежели с ближним. Смирись перед всеми, по силе старайся всем услужить, никого не укоряй, не суди, не осуждай. Помирись со всеми, всем прости, иначе не получишь сама прощения от Господа. Это условие дано Самим Господом: «Ибо если вы будете прощать людям  согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать  людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). [1]

.     .     .

«По-моему, к людям надо относиться так, как врач к больным. Мы все больны всеми болезнями, только у одних выпирает одна, а у других другая болезнь…. Когда придет чувство неприязни и осуждения, надо говорить себе: а я-то с этим чувством какова буду перед Богом? Да и кроме этого, разве я совершенство? И молитвой чистой гнать, бороться с неприязнью…. Все, что от Бога, дает мир, любовь долготерпение и прочее. А от противной стороны лишь вражда, неприязнь и прочее подобное» [2].

.     .     .

«Вот вам новая мысль: как мы сожалеем о всяком грубом слове, о малом внимании к человеку умершему, так будем болеть сердцем и о нашем отношении ко всякому человеку, когда откроется сердце наше, здесь ли или по смерти.  Больше других грехов сердце сокрушается о грехах против всякого ближнего, а не только о родных» [3].

 

О ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ

Святитель Игнатий (Брянчанинов)
(1807 – 1867)

1

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Очевидно: чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя.  Любим ли мы себя? Несмотря на странность этого вопроса…, должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя.  Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из нас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым.

Какая бы была тому причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем, как постоянно и ненасытно желаем себе добра?

Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавой совестью» [4].

.     .     .

«Самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе, человекоугодие есть  искажение любви по отношению к ближнему. Самолюбец губит себя, а человекоугодник губит и себя, и ближнего. Самолюбие – горестное самообольщение; человекоугодие старается и ближнего соделать  общником этого самообольщения» [5].

.     .     .

   «Правильная любовь к ближнему  заключается в исполнении относительно его  Евангельских заповедей, а отнюдь не в исполнении прихотей ближнего, не в действиях  относительно его по влечению падшего сердца, по расчетам и понятиям лжеименного разума.

Исполнение Евангельских заповедей относительно людей, по большей части,  непонятно и неприятно для них. Они ищут и требуют, чтобы была исполняема воля их, чтобы были удовлетворены страсти их. Это люди называют любовью, и эту любовь, исполненную лицемерия, лукавства, обмана…, эту неправильную любовь, это искажение любви, эту ненависть, прикрытую личиною любви, Писание называет человекоугодием» [6].

 

О ЛЮБВИ К БОГУ И  БЛИЖНИМ

Святитель Феофан Затворник
(1815 – 1894)

1

Свт. Феофан Затворник

«Люби Бога и ближнего – вот и все! Какой краткий катехизис! Какое несложное законоположение! Только два слова: люби Бога, люби ближнего. Даже меньше – одно слово: люби! Потому что, кто истинно любит Бога, тот в Боге уже любит ближнего, и кто истинно любит ближнего, тот любит уже Бога» [7].

.     .     .

«…Любовь – это форменная одежда христиан, по которой их отличать должно от нехристиан. Не надень генерал своей форменной одежды, никто и не подумает, что он генерал. Так и в нас – не имей кто любви, никто не признает его христианином: ни Бог, ни ангелы, ни святые. Люди, хотя и будут знать его так, но и в этом не будет истины» [8].

.     .     .

«Главное – возлюбить братию и большую, и малую, и в духе любви действовать. Кто чем немощнее, тем более надо возыметь к нему любовь. Если будете так действовать – любовь научит вас всему» [9].

 

О СЧАСТЬЕ

Святитель Николай (Сербский)
(1880 – 1956)

2

Свт. Николай Сербский

«Счастлив не тот, кто воюет за главенство и богатство, и когда добьется их, день и ночь сторожит свое злосчастное сокровище, без отдыха, без сна и покоя, и наконец, без надежды. Но счастлив тот, кто имеет Царство Небесное внутри себя, праведность и  мир, и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17).

Никогда не был счастлив тот, кто украшал себя дорогими каменьями и нарядами. Счастливы лишь те, кого украшает любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23)».  [10].

.     .     .

«Счастлив не тот, кто кажется счастливым, а тот, кто чувствует себя счастливым. Счастье носят не на плече, а в сердце. Счастье нетленно и бессмертно, счастье выше богатства и нищеты, выше шелка и лохмотьев, выше смеха и слез. Счастье не покупается на базаре, не находится под землей, не живет в мире, но рождается внутри души человеческой от благодати Духа Святого и освещает всю душу, и согревает, и обогащает ее, и омывает от всякой тьмы и нечистоты, и делает ее белее снега. Счастье наполняет душу человека верой, надеждой и любовью» [10].


Литература:

  • 1.      Игумен Никон (Воробьев).  О началах жизни. М. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. 2014. С. 68;
  • 2.      Там же. С.68;
  • 3.      Там же. С.69;
  • 4.      Святитель Игнатий (Брянчанинов). М. Благовест. 2017. С.235;
  • 5.      Там же. С.236;
  • 6.      Там же. С.237;
  • 7.      Святитель Феофан Затворник. Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. Издание Введенской Оптиной Пустыни. 2006. С.159;
  • 8.      Там же. С.159;
  • 9.      Там же. С.159
  • 10.     Святитель Николай (Сербский). М. Благовест. 2016. С.181;
  • 11.     Там же. С.182.
  •  
    Все изображения взяты из открытых источников.

    МИССИЯ НА ПРИХОДЕ, 2021