МИССИОНЕРЫ РОССИИ. СВЯТИТЕЛЬ СТЕФАН ПЕРМСКИЙ, Ч.2

СВЯТИТЕЛЬ СТЕФАН ПЕРМСКИЙ – ПРОСВЕТИТЕЛЬ ЗЫРЯН

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

«ЗЕМЛЯ ПЕРМСКАЯ. НАЧАЛО СЛУЖЕНИЯ»

1

Свт. Стефан Пермский.


Итак,  прошлый наш очерк о святителе Стефане Пермском – миссионере и проповеднике в земле народа зырян, мы завершили словами, что взяв с собой Евангелие и все, что необходимо для богослужения, святитель Стефан около 1380 года вступает в дремучие леса Пермского края, где жили язычники – народ зырян.

Мы писали о том, что нам – современным людям, окруженным комфортом, очень сложно представить, как это возможно одному, без охраны и помощников уйти в дремучие леса, претерпевая голод, холод, часто недоброжелательность людей, к которым ты пришел, проповедовать Евангелие, но Стефан Пермский поступает именно так.

Мы говорили, что зыряне, к которым ушел проповедовать Евангелие святитель, были язычниками. По всей их земле стояли  деревянные истуканы, которым приносили в дар ценную пушнину. Зыряне поклонялись Войпелю – покровителю северного ветра, духам лесов, рек, озер, почитали «прокудливую» березу и соблюдали многие другие языческие обычаи.

Святитель Стефан пошел вдоль реки Перми и начал свою проповедь с первого поселения зырян – селения Пыраса (сейчас это город Котлас). Он разговаривал с людьми мягко, подолгу беседовал с зырянами, так как хорошо знал их язык, ласкою убеждал их в правоте Православной Веры. Постепенно вокруг проповедника сложился небольшой круг учеников.

2

Церковь свт. Стефана Пермского, город Котлас.

Но были и люди, которые не желали слушать слова Истины и отнеслись к проповеднику с подозрением, враждой и ненавистью. Главными противниками святителя были местные волхвы и кудесники, настраивавшие народ зырян против пришельца из земли Московской.

Житие святителя рассказывает, что местные язычники, угрожали миссионером смертью, бросались на него с оружием, хотели сжечь проповедника: «Хотят  зажечь раба Божия, замышляя этим огнем безжалостно предать его смерти» (Житие Стефана Пермского. Спб., Глагол, 1995, с.87).

Кроме угроз физической расправы,  претерпевал святитель ропот, озлобление, хулу, поношения и пакости, которые делали ему противники Евангельской проповеди (Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. М. 1995, с.435).

Но святитель Стефан Пермский обладал удивительным мужеством, выдержкой и беспредельным упованием на Бога. Кроме того, не смотря ни на что, он обращался с зырянами с неизменной добротой, пониманием, кротостью и любовью. Эти удивительные качества в трудных обстоятельствах творили настоящие чудеса и находили отклик в сердцах людей народа зырян.

Но и природная черта этого народа – незлобивость, также помогали святителю. Вот, как в житии Стефана Пермского описывается реакция зырян на такую исключительно мирную, наполненную любовью проповедь русского миссионера: «У него плохой обычай – не начинать бой» (Житие Стефана Пермского. Спб., Глагол, 1995, с.107), а первыми напасть на безоружного человека зыряне не могли.

Так в миссионерских трудах, постоянной опасности, жизни среди непроходимых лесов Пермского края, прошло несколько лет. Святитель медленно, но верно продвигался по Пермской земле, проповедуя Слово Божие, разрушая идолов и кумирни.

И вот, в главном зырянском селении – Усть-Выме, святитель ставит деревянную церковь во имя Благовещения Божией Матери. Стефан Пермский с великой любовью  обустраивает и украшает храм, и это становится настоящим событием для зырян. Со всех сторон зырянской земли приходили люди посмотреть на храм, подивиться красоте икон и Христианского богослужения.

Дивный храм, искренняя любовь к людям, их нуждам и проблемам, проповедь на родном языке, все это постепенно привело к тому, что зыряне начали массово принимать Крещение: «били ему челом, припадая к ногам его, прося Святого Крещения и знамения  Христова» (Житие Стефана Пермского. Спб., Глагол, 1995, с.113).

Постепенно начала работать школа, в которой святитель учил всех крещеных: и детей, и взрослых. Учил Стефан Пермский зырян грамоте посредством азбуки, которую специально для них сам разработал. Также обучал их церковному пению и чтению Часослова, Псалтири и других церковных книг, преподавал им основы Закона Божия. Непрерывно продолжалась переводческая деятельность Священных книг на язык зырян. Кроме этого святитель сам писал иконы. Так, постепенно, закладывались основы Христианской культуры и мировоззрения в земле зырян.

О дальнейшей судьбе святителя Стефана Пермского мы расскажем в нашем следующем очерке.

3

Природа Пермского края.


Литература:
- Житие Стефана Пермского. Святитель Стефан Пермский: К 600-летию со дня преставления. Ред. Г.М. Прохоров. Спб., Глагол, 1995:
- А.Б. Ефимов. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М. Издательство ПСТГУ, 2007, с. 72-74
- Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. Посвящается 850-тилетию основания Москвы. М. Издательство Спасо — Преображенского Валаамского  монастыря. 1995, с. 435.

Все изображения взяты из открытых источников.

МИССИЯ НА ПРИХОДЕ, 2021