МИССИОНЕРЫ РОССИИ. СВЯТИТЕЛЬ СТЕФАН ПЕРМСКИЙ, Ч.1

СВЯТИТЕЛЬ СТЕФАН ПЕРМСКИЙ – ПРОСВЕТИТЕЛЬ ЗЫРЯН

1

Свт. Стефан Пермский.

Часть первая.

Святитель Стефан Пермский родился примерно в 1340-ых годах в Великом Устюге. Его отец Симеон был чтецом при Богородицкой соборной церкви. Матери будущего святителя было предсказано св. Прокопием Устюжским, известным юродивым, что она родит «великого отца Стефана, архиепископа и учителя Пермского».
Будучи еще совсем молодым, примерно в возрасте 20 лет, будущий просветитель народа зырян, решил оставить свой дом и стать монахом.
С этой целью он ушел в Ростов Великий и стал иноком монастыря святителя Григория Богослова. Монастырь этот славился богатой библиотекой, и молодой инок имел возможность изучать творения святых отцов в подлиннике. Для этого он выучил греческий язык.
Именно в монастыре святитель Стефан начинает готовить себя к проповеди Евангелия среди народа зырян. Дело в том, что родной город святителя – Великий Устюг находился в окружении поселений народа зырян, которые были язычниками. По всей их земле стояли деревянные истуканы, которым приносили в дар ценную пушнину. Зыряне поклонялись Войпелю — покровителю северного ветра, духам лесов, рек, озер. Они часто бывали в городе, и Стефан с детства знал зырянский язык.
В монастыре будущий святитель составляет зырянскую азбуку и начинает переводить на зырянский язык Евангелие и богослужебные книги. Для того времени это было неслыханное дело – делать переводы на языки местных народов. Всюду богослужение совершалось на славянском языке, а на местном наречии священники говорили проповедь и поясняли Св. Писание.
В основу зырянской азбуки святитель Стефан положил не славянские или греческие буквы, а простейшие зырянские знаки, которые зыряне выдавливали на бересте или вырезали на палках. Одновременно с этой работой, святитель собирал сведения о Пермской земле, географии, народах, населяющих эту землю.
Перевод Евангелия и богослужебных книг, а также духовная подготовка к сложнейшему и опасному миссионерскому служению, заняли у святителя Стефана не менее 15 лет.
Подготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан в 1379 году отправляется в Москву к князю Дмитрию Донскому за охранной грамотой. Далее он направляется к Коломенскому епископу Герасиму, и обращается к нему с такими словами: «Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую – Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову».
Получив благословение, в 1380 году святитель Стефан отправляется в Малую Пермь проповедовать Евангелие среди зырян. Сложно представить нам – людям, привыкшим к комфортной и удобной жизни, как можно вот так, в одиночку прийти в дремучие леса и остаться жить среди чужих людей, которые часто с непониманием и открытой враждой относятся к появлению среди них чужака. Но святитель Стефан поступает именно так. С Евангелием в руках и упованием на помощь Божию, он идет в дремучие леса Пермского края.
О дальнейшей судьбе и проповеди святителя Стефана Пермского мы расскажем в нашем следующем выпуске в апреле.

2

Пермский край.

3

Пермский край. Осень.

4

Пермский край. Зима.

Литература:
1. Свт. Димитрий Ростовский «Житие во святых отца нашего Стефана, епископа Пермского»;
2. А.Б. Ефимов «Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви», М. ПСТГУ, 2007.

Все изображения взяты из открытых источников.

МИССИЯ НА ПРИХОДЕ, 2021