ЛЕКЦИИ В ХРАМЕ: ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

глава 8 стих с 14 — 15

   «Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им».

1

Мы продолжаем изучать Евангелие от Матфея.

Сегодня мы разбираем  сюжет, который нам рассказывает о больной горячкой тёще апостола Петра.

Что же это за болезнь «горячка», которой страдала бедная женщина, да так, что не могла подняться с постели?

Горячка в Древнем Востоке являлась разновидностью острых воспалительных заболеваний, в том числе и лихорадка. Больной горячкой человек испытывал сильный жар, бред, озноб, сильную слабость и прочие симптомы. С особенной силой эта болезнь свирепствовала весной и осенью.

Итак, теперь мы знаем, что в тот момент, когда Христос входит в дом апостола Петра, теща последнего лежала, испытывая сильный жар, возможно состояние бреда, сильный озноб.

Что же происходит дальше?

Видя страдания женщины, Христос касается ее руки, и происходит чудо! Женщина мгновенно выздоравливает, встает с постели и сама служит пришедшим в ее дом людям.

Но, дело в том, что такая болезнь как  горячка, особенно тяжелая, чрезвычайно обессиливала больного, так что после выздоровления он едва мог подняться с постели и не был в состоянии ходить без посторонней помощи.

Но теща апостола Петра сама встала и служила. Не только болезнь оставила ее, но и моментально вернулись силы ее измученному болезнью телу.

В этом особенность чуда исцеления, совершенного Христом – больной становится совершено здоровым сразу после прикосновения Христа.

А блаженный Иероним Стридонский открывает еще одну особенность исцелений Христа, которая отличает выздоровление, которое наступает с помощью обычного врача от Исцеления, подаваемого Христом.

Вот что пишет об этом блаженный Иероним Стридонский:

 «Совершается прикосновение к руке женщины, и по исцелении тела ее исчезает  греховная немощь.  Природа людей такова, что после лихорадки тело ослабевает еще более и с возвращением здоровья чувствуются  дурные последствия болезни. Но исцеление, подаваемое от Господа, возвращает все вместе; и теща не только была исцелена, но – чтобы показать полное возвращение сил, — еще прибавлено: «и она встала и служила им» (Блаж. Иероним Стридонский. Толкование Евангелия. Беларусь. «Лучи Софии», 2008 год.).

2

Блаженный Иероним Стридонский

    Вот в чем особенность исцелений, подаваемых Христом – вместе с недугом тела, Он врачует и нашу душу от грехов, давая нам не только телесное, но и духовное исцеление!

Часто люди, приходя в храм со своими бедами, неурядицами, проблемами, спрашивают священников:

- «Почему это случилось со мной?

- «В чем причина моих скорбей?».

Вот как на этот вопрос отвечает святой Марк Подвижник:

                 «Не хочешь скорбей – не греши»

(св. Марк Подвижник «Аскетические творения»).

3

Марк Подвижник

А вот, что написано в Книге Исход, с какими словами обращается Господь к ветхозаветному Израилю:

«Если ты послушаешься Господа Бога твоего. И будешь делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь целитель твой» (Исх. 15:26).

А у Иисуса сына Сирахова мы находим следующие слова: «Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись ко Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце…» (Сир. 38: 9 – 14).

Итак, одной из главных причин наших болезней является наш грех, не даром Сам Иисус Христос, исцеляя расслабленного, говорит:

        «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои»

(Евангелие от Матфея гл.9 ст.2).

4

А вот, что писал подвижник XX века игумен Никон (Воробьев) в письмах своим духовным чадам – таким же людям, как и мы, с похожими бедами и проблемами о болезнях, их причинах и последствиях болезней для человека:

«Поверь мне, что болезнь твоя не случайна, она послана тебе по великой милости Божией для спасения твоей души. Нужно было оторвать тебя от безобразной жизни, которая губила тебя и огорчала всех любивших тебя.

   Я уверен, что ты вполне осознал свое неладное прошлое и раскаиваешься в нем. Очистить душу от прежних скверн может один только Господь. И если ты без ропота, с благодарностью к Богу потерпишь свою телесную болезнь, то этим покажешь свою веру, свое покаяние и смирение…»

         (Иг. Никон (Воробьев) «О началах жизни», ср. 74-75).

6

Игумен Никон (Воробьев)

Или вот еще одно письмо батюшки:

     «Ты тщеславна и горда. Отсюда и прочее. От этого ты всех осуждаешь, всех винишь. А себя оправдываешь. От этого все грехи и болезни. Господь предупреждает тебя болезнями и неприятностями, чтобы ты оглянулась на себя и смирилась. А ты все грубеешь. Опомнись!»

(Иг. Никон (Воробьев) « О началах жизни», стр. 76).

Итак, мы видим, что болезни являются следствием наших грехов с одной стороны, но с другой – это лекарство, средство, посланное нам Богом – Любящим Отцом и Целителем наших немощей, чтобы исцелить нас от наших грехов, вырвать нас из погибельного состояния греха, в котором мы зачастую находимся.

Ведь грех – это не преступление, которое требует наказания, это – болезнь, которая требует исцеления.

Грех – это рана, которую мы каждый день наносим сами себе своей завистью, злостью, осуждением, раздражением и прочими мерзостями.

А Христос – Врач, любящий и сострадающий, посылающий нам лекарства. Часто эти лекарства горькие, мы не хотим их принимать и ропщем. Но ведь и хирургу приходится иногда делать больно своим пациентам, но лишь для того, чтобы их вылечить, а иногда и спасти.

И этот небольшой отрывок из Евангелия мы хотим закончить словами игумена Никона (Воробьева) из книги его писем «Внимай себе»:

   «Нужно было сильное средство, чтобы оторвать тебя от пути погибельного. Это средство и вынужден был Господь послать тебе в виде  твоей болезни. Поэтому не ропщи на Бога, не унывай, а благодари Его  за милость к тебе и заботу о твоем спасении»  (Стр. 63).

5

Литература:

- Блаженный Иероним Стридонский, «Толкование Евангелия». Беларусь «Лучи Софии», 2008.
- Игумен Никон (Воробьев), книга «Внимай себе», Москва 2015;
- Игумен Никон (Воробьев), книга «О началах жизни», Москва 2014;
- Протоиерей Олег Стеняев, «Беседы на Евангелие от Матфея», Москва 2013.

Все изображения взяты из открытых источников.

МИССИЯ НА ПРИХОДЕ, 2021