Святые отцы о чтении Псалтири. Псалом 1

1Без преувеличения можно сказать, что для христиан Псалтирь является одной из самых драгоценных книг Ветхого Завета.

Псалтирь — это книга молитв и гимнов на все случаи жизни: в скорби, в печали, в безысходности, в болезни, в слезах покаяния, в радости и благодарности Богу.

Свое название Псалтирь получила от греческого слова «псало», что означает — бряцать на струнах, играть.

Царь Давид первым начал сопровождать пение составленных им боговдохновенных текстов игрой на музыкальном инструменте, который назывался «псалтырион» и был похож на арфу.

Вот, что писали святые отцы о чтении Псалтири:
«Псалом — привлечение ангельской помощи, оружие против страха ночного, успокоение от дневных трудов». Преп. Ефрем Сирин.

«Читайте Псалтирь ежедневно, хоть понемногу, и Господь не оставит вас Своею милостию. Будет вам всегда Помощником и Утешителем…». Преп. Варсонофий Оптинский.

«Если ты впал в искушение, ты подчерпнешь здесь в Псалтири обильное утешение. Если согрешишь — найдешь здесь тысячи готовых лекарств…». Св. Иоанн Златоуст.

Псалом 1 царя Давида
«Блаже́нъ му́жъ, и́же не и́де на совѣ́тъ нечести́выхъ, и на пути́ грѣ́шныхъ не ста́, и на сѣда́лищи губи́телей не сѣ́де…»

Рассмотрим некоторые слова и выражения.

В этом псалме говорится о судьбе праведных и нечестивых, поэтому этот псалом можно рассматривать, как введение ко всей Псалтири.

Кто такие «Блаженные»? Слово «блажен» — синоним слова «счастлив». Но счастлив не только внешним, земным благополучием, но имеется ввиду и духовное блаженство, награду на Суде Божием.

Абсолютно благ только Бог, а блаженные люди — это люди, живущие с Богом, по Его Заповедям. Именно это и является залогом нашей доброй жизни здесь и счастливой загробной участи в мире ином.

«Нечестивые» — люди, имеющие грешные помыслы, переполненные стремлением ко греху.
«Совет нечестивых» — люди, которые совращают на греховный путь других.

В этом отрывке мы встречаем три состояния человека: «Не идет, не стоит, не сидит». Здесь имеются ввиду три степени уклонения ко злу:
- «Не идет» — внутреннее стремление ко злу, которое еще не реализованно.
- «Не стоит»- упрочение зла в человеке путем раелизации этого зла во внешних поступках.
- «Не сидит» — полное уклонение ко злу.».

Литература:

«Толковая Псалтирь с подстрочным комментарием и краткой историей», Москва 2003 год.

Библейский портал «Экзегет. ру».