святыни

CG7A2780

Икона святой великомученицы Параскевы Пятницы

Несмотря на злой ветер гонений, вынесший из храма все иконы и утварь, прекративший и саму молитву и святое возношение на Престоле, да и здание церковное едва не разрушивший «до основанья, чтоб затем…», церковная жизнь в Бутове милостью Божией возродилась.

Видимым знаком особого благоволения и милости Божией для прихожан храма вмц. Параскевы Пятницы стало пребывание в храме чтимых образов Божией Матери и святых, а также святых мощей угодников Божиих. И свидетельством их чудесной помощи, небесного покровительства и заступления являются многочисленные приношения, оставляемые благодарными верующими в окладах икон.

Начать следует с чтимых образов Пресвятой Богородицы, два из которых находятся в иконостасах храмовых приделов. В приделе Рождества Пресвятой Богородицы в местном ряду иконостаса находится ее икона «Скоропослушница» (день празднования 22 ноября по новому стилю), а в приделе вмц. Параскевы — «Споручница грешных» 20 марта и 11 июня). У левой стены в том же приделе в большом киоте стоит икона Божией Матери «Знамение». Это храмовый образ из разрушенной ныне Знаменской церкви усадьбы «Знаменское-Садки», с которой храм Параскевы Пятницы долгое время составлял один приход.

В приделе Рождества Пресвятой Богородицы находятся два Ее образа — икона Божией Матери «Державная» в клиросном киоте и большой киот с иконой Рождества Богородицы. Вместо клейм, обычно изображаемых на одной доске с главной иконой, и описывающих события, связанные с Рождеством Богородицы и Ее жизнью — Ее зачатие праведной Анною, введение во храм, воспитание во святая святых, Благовещение, Успение и другие — в храмовом образе используются отдельные иконы, выполненные в одном стиле с храмовой иконой праздника, представляющей, таким образом, маленький иконостас. Очевидно, что по мысли храмоздателей, это должно подчеркнуть особую торжественность и величие изображаемого события.

В том же приделе на солее стоят аналои с иконами Пресвятой Богородицы «Целительница», «Нечаянная радость» и «Неупиваемая чаша». Каждую субботу после Литургии перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» совершается молебное пение о страдающих недугом алкоголизма и наркомании.

У панихидного столика находится икона Божией Матери «Виленская-Остробрамская», перед которой молятся о даровании Покровительства Божьего, защите семьи от внешнего вмешательства, счастье и взаимной любви супругов, об избавлении от всякого рода проблем и семейных неприятностей, а также о блаженном упокоении усопших родственников, погибших внезапной, трагической кончиной.

Два придела храма соединены между собой арочными сводами, опирающимися на столпы — колонны, из которых две являются еще и вентиляционными шахтами и акустическими резонаторами. За то время, когда здесь была фабрика, эти колонны-шахты были засыпаны различным строительным мусором — землей, битым кирпичем, керамзитом, что повлекло за собой нарушение режима влажности и заражение плесневым грибком. С последствиями этого приход вынужден бороться и сегодня.

Одна из этих колонн находится в алтаре, тыльной стороной выходя на клирос. В центральном клиросном киоте находится и храмовый образ святой Параскевы. Как и икона Божией Матери «Знамение» из  Знаменской церкви, этот образ был спасен верующими от поругания и сохранялся все время гонений, пока не сподобил Господь быть восстановлену храму святой великомученицы. Тогда икона святой храма была возвращена на прежнее место.

Средний столп храма окружен киотами с иконами Божией Матери — Владимирской (со стороны Пятницкого придела) и Казанской (придел Рождества Богородицы) и, на западной стороне — святителя Николая, чей образ также является чтимым в нашем храме.

А с Казанской иконой Божией Матери связана одна трагическая история, произошедшая ныне уже далеким субботним вечером 30 октября 1999-го года.

Все, наверно, помнят историю майора Евсюкова, застрелившего двоих и ранившего нескольких человек. Примерно такая же трагедия могла разыграться и в тот вечер перед Всенощной. Милиционер Анатолий Н., прапорщик восьмого линейного отряда внутренних дел по охране метрополитена, пришел в храм с оружием. Неизвестно, какую мысль ему мог бы внушить диавол, помрачивший его разум, но милостью Божией он никого не застрелил, однако застрелился сам, выпустив пулю в висок. И пуля на выходе, изменив свою траекторию, вошла в Казанскую икону — причем под таким углом, что не смогла бы, как потом сказали эксперты-криминалисты, больше навредить никому. Пуля застряла в иконе, задев подбородок на Лике Младенца-Христа.

Что тут скажешь? Храм пришлось освящать по новой (после таких происшествий он является оскверненным), до сих пор многие не хотят вспоминать те дни… Икону решили не реставрировать, чтобы «…явно было видно нам и всем людям, что стреляя в себя самих, мы попадаем в Спасителя».

Как сказал ныне уже покойный архимандрит Гавриил (Зеленкин), «Господь и Матерь Божия явили милость свою к нам, грешным, не дали совершиться худшему, взяв пулю, которая могла и срикошетить в других, на Себя».

Чтимыми являются и образы, расположенные в киотах на западном столпе церкви — великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона и преподобного Серафима Саровского, напротив которого расположен киот с иконой святых просветителей славянских — равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Вообще в храме находится много икон русских святых. Помимо уже упоминавшегося образа преподобного Серафима, есть и образ преподобного Сергия в клиросном киоте, находящийся в Пятницком приделе, и предстоящие у иконы Божией Матери «Знамение» образы равноапостольных великого князя Владимира, просветителя Руси святым Крещением, и великой княгини Ольги.

А в приделе Рождества Богородицы западный киот с иконами, находящийся у входа в храм, целиком посвящен русским святым. Центральная икона — это образ всех святых, в земле Российской просиявших. Вокруг него расположены иконы блаженной Матроны Московской, преподобного Феодосия Тотемского, святителя Иннокентия Московского, апостола Сибири и Америки с частицами их мощей, образы царственных страстотерпцев (царя-мученика Николая II и его семьи) и собора Новомучеников и Исповедников Российских.

Для храма, расположенного в таком месте, как Бутово, тесно связанное не просто с древней историей Руси, но со всей Российской историей, такое количество икон русских святых не только естественно, но и необходимо. Необходимо в том числе и для благодатной помощи в удержании той связи с нашими святыми предками, создавшими нашу Россию и утвердившим ее своей святой жизнью и своими святыми молитвами.

И в подтверждение того факта, что «во Христе несть ни еллина, ни иудея, ни варвара» (Кол. 3, 11), в храме есть большое число прихожан грузин, армян, других кавказских народов, как сохранивших, так и принявших Православие. Неудивительно потому, что и среди храмовых икон святых есть большой образ равноапостольной Нины, просветительницы Кавказа, с частицей ее легендарного креста. А в храмовом мощевике (реликварии) хранятся мощи многих великих кавказских святых — Шио Мгвимского (являющегося для народов Кавказа тем же, кем для нас является преподобный Сергий Радонежский), святых Мцхетских мучеников.

Есть в храме и другие мощи святых. Из наиболее чтимых можно рассказать о Святых Митрофане Воронежском, Игнатии (Брянчанинове), святителях Московских Филарете (Дроздове) и патриархе Тихоне.

В храмовом реликварии хранятся мощи и таких святых, как преподобный Максим Грек, благоверные князья Петр и Феврония, мощи святых Муромских князей, преподобных Киево-Печерских.