О ПОМИНОВЕНИИ

Поминове́ние усо́пших — богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.

Для христианина смерти, как исчезновения, или прекращения существования, нет. Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11:26). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

1Записки для поминовения лежат во всех храмах у свечного ящика и бывают двух видов, об усопших и о живых. В записке под заглавием «О здравии» или «О упокоении» пишутся, соответственно, имена живых или усопших, которых бы мы хотели помянуть в общецерковной молитве. Имена поминаемых принято писать разборчивым почерком, чтобы священник мог легко их прочитать. В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в православной церкви. В записках «О упокоении» нельзя писать имена самоубийц и тех, кто не был отпет по обряду православной церкви.

Формы молитвенного поминания могут быть следующими: обычная — когда имена людей, написанных вами в записке, поминаются священником во время той части Божественной литургии, когда происходит приготовление хлеба и вина для таинства евхаристии. Эта часть литургии называется проскомидия (по-гречески означает «принесение» — древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии). В этот момент литургии священником и читаются имена, записанные в «простых записках», или в записках «На проскомидию». Читаются как имена живых, так и имена усопших — потому как у Бога все живы.

В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и об упокоении принимают заказные записки. Такие записки так и называют — «заказные», и отличаются они тем, что имена людей, упомянутые там, читаются священником еще дважды за литургию, а потом и после нее — во время молебна. Молебен за живых называется просто молебном с добавлением, кому он адресован — Иисусу Христу, Богородице, иконе Богородицы, ангелам, или какому-то святому конкретно. А молебны за усопших называются панихидой.
На молебны и панихиды можно подавать отдельные записки, куда мы таким же образом вписываем дорогие нам имена.

Есть записки, подаваемые на сорокоуст. Сорокоусты — это молебны, совершаемые церковью сорок раз. Число сорок — сакральное. Фактически записка «На сорокоуст» равна сорока заказным запискам. Имена, поданные в записки «На сорокоуст» поминаются, в течение сорока дней — как будто мы каждый этот день писали заказную записку. «Сорокоусты, — пишет святой Симеон Солунский, — совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, — и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу). Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом». Но очень эффективны и сорокоусты о живых, особенно о нуждающихся в молитвенной поддержке, или тяжелобольных. 

Заказывают поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год. В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.

Обычаю писать и с молитвой читать записки с именами во время богослужений почти две тысячи лет, идет он с апостольских времен. Но тогда эти записки-трафареты для имен брали не у свечных ящиков, и не распечатывали принтером с интернета. Древние помянники были из пергамента, сложенного вдвое — подобно скрижалям Моисея. На одной половинке писались имена живых, на другой — усопших.