Святая великомученица Параскева

paraskeva_pyatnitsaСвятая великомученица Параскева — одна из самых почитаемых на Руси святых. Русские люди знают ее и поклоняются ей, начиная буквально с первых лет крещения Руси. Уже в XII веке в русских богослужебных книгах записан кондак святой — В святое и непорочное мучение — тот кондак, который и мы поем сейчас в нашем храме. В русских Летописях под 1070 годом повествуется о фактах чудесной помощи святой, а это значит, что на Руси уже в то время существовали храмы в честь великомученицы Параскевы, иконы, были сложены ей службы и песнопения.

Именем великомученицы Параскевы вдохновлено на Руси богатейшее духовное творчество. Храмы и монастыри, освященные в память святой, существовали в каждой области на огромной российской земле. Ее чтили в далекой Сибири и на территории казачьего Войска Донского; на русском Севере — в Новгороде, Муроме, Пскове и в Татарстане; в Мордовии и на Урале. Особенно богата «Пятницкими» храмами была Центральная Россия: каждая область, район, каждый русский город имел храм в честь великомученицы, а порой и не один. Известно, что самые древние церкви были построены на Новгородской и Рязанской землях.

Раньше русские люди очень трепетно относились к почитанию святой, со страхом Божиим. Само имя святой — Параскева (Парасковгие) — в переводе с греческого языка означает Пятница, поэтому почитание пятничного дня, как дня строгого поста, дня воспоминания о Распятии Господа нашего Иисуса Христа, соединились в русской традиции с памятованием святой великомученицы. В народе была поговорка: «Парасковия Пятница — Христовым Страстям причастница».

Известно, что на Ярославско-Костромской земле в XIII веке православным христианам предстал явленный образ святой великомученицы Параскевы. Он находился на обороте иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской. Велико и количество писаных образов святой. Уже в 1147 в Рязани отмечались чудеса, совершающиеся от ее иконы.

Образы писались по-разному: более древние иконы изображали святую строгой, сосредоточенной, мужественной. По описаниям ее в Житии, девушка была необычайно красивой. Такой являлась святая тем, кто удостаивался ее видеть. Но представления о красоте иконописной у людей менялись. Наши далекие предки внешнюю красоту, видимо, не пытались изображать, но более стремились передать духовную глубину и величественность образа. Более же поздние изображения святой становились внешне более красивыми. Но все иконы святой великомученицы Параскевы объединяет общий иконографический признак — крест в правой руке святой и свиток с молитвой в левой.

Русские мастера любили писать так называемые житийные иконы, на которых, помимо образа святой в центре иконописного пространства, изображались по бокам отдельными небольшими иконками (клеймами) самые важные события ее жизни. Эти иконы очень важны для нас, так как они живописуют житие именно великомученицы Параскевы — той святой, которую более всего любили на Руси и которая покровительствует нашему.храму. Из житийных икон мы можем узнать довольно подробно о земной жизни святой Параскевы, порой даже больше, чем рассказывается о ней в древних рукописных книгах, в письменных Житиях. Например, о том, что, помимо христиан родителей, у нее был старец-наставник в христианской вере; о том, что святую распинали на кресте так же, как и Иисуса Христа; о том, как ангелы при этом невидимо для окружающих покрыли ее одеждами, о чудесах, совершившихся по смерти мученицы и т.п. Житийные иконы были для наших далеких предков заменителями книг. Из иконы они знали о жизни святой все самое важное.

Вместе с тем рукописные книги, содержащие Житие святой великомученицы Параскевы, были очень распространены на Руси. История о том, как юная девушка, которая жила где-то далеко, в Малой Азии, в никому не известном городе Иконии в IV веке, почему-то глубоко волновала сердца русских людей. Ее Житие переписывали бесконечно, оно кочевало из одной богослужебной книги в другую. Нет буквально ни одной русской рукописи, в которой не было бы записано Житие святойПараскевы. События жизни юной великомученицы, которая отвергла предложения богатой и безмятежной жизни во имя Небесного Жениха Иисуса Христа; которая силой своей веры преодолела страшнейшие испытания, мучения, пытки; по молитвам которой рассыпались в прах языческие боги и были посрамлены мучители, а люди, пораженные чудом, приняли христианство, были бесконечно дороги русскому народу. На Житии вмц.Параскевы учились крепости, силе духа, вере. Мученичество святой, столь близкое судьбам русских людей, было родным и понятным. Ей сочиняли песнопения, слагали службы, притом в огромном количестве, почти также, как святителю Николаю. Службы создавались постоянно, их вдохновляли все новые и новые чудеса святой. Часть этих чудес записаны в русских Летописях. Из них мы узнаем о бесконечно разнообразных случаях помощи св. Параскевы людям во всем — в семейных вопросах, в быту, в торговле, путешествиях, при массовых эпидемиях и т.п. Чудеса продолжают совершаться и сейчас. От нас зависит — сохранить их в память нашим потомкам или забыть о них.