Житие святой великомученицы Параскевы

Житие, которое мы печатаем, взято из подлинных русских рукописей, а именно: из одной рукописи Троице-Сергиевой лавры XV века. Почему мы взяли именно этот, такой древний памятник? Во-первых, именно потому, что он один из древнейших, а это значит, что там нет никаких дописок, приписок, вставок, которые могли вноситься в текст с каждой новой его перепиской. Чем позднее делался список, тем более вольно относился к тексту переписчик, вставляя туда подчас целые проповеди, или «подробности», украшающие сюжет.

Во-вторых, некоторые детали древнего текста с течением времени менялись. Может быть, потому, что переписчики их по-своему понимали. Прежде всего, это касается эпизода явления в темнице к умирающей, истерзанной пытками Параскеве светоносной жены. В старейших списках Жития написано: «К полунощи же бысть трус велик в темнице и се ангела два приидоша и бысть свет велий блещася в темнице. И посреде их жена бысть светлы носяща ризы и крестообразно препоясана и в десней руце носяща венец тернов, в левеи же копие, и губу и трость. И глаголя к святей мученице: востани, тезоименитая…». Это значит, что пришли к св. Параскеве два Ангела и Жена в светлом одеянии. Кто была эта Жена? Она сказала: «востани, тезоименитая». Может быть, это была преподобномученица Параскева Римская, живущая в I веке и протянувшая руку помощи своей тезоименитой последовательнице? Напомним, что связь мученического рода, на крови которого стоит христианская Церковь, — это одна из важнейших тем в службах святым мученикам.

В клеймах древних житийных икон великомученицы Параскевы образ Жены в светлых ризах всегда присутствовал. Потом почему-то ризы переделали в темнобордовые и Жена превратилась в Богородицу. А еще позднее Жену и двух ангелов перестали вообще изображать и оставили одного ангела. Наверное, так было проще и понятнее, но эпизод Жития святой при этом существенно поменялся. Поэтому именно он служит ориентиром подлинности списка Жития.

Есть и еще несколько особых тонкостей в древних списках Жития в сравнении с более поздним. Например, эпизод гибели игемона или момент последнего напутствия христианам св.Параскевы.

И, наконец, выделим еще один момент. Древние тексты обладают совершенно особым, непередаваемым современным языком колоритом. Подчас какое-то одно, вышедшее сейчас из употребления слово, передаст нам такую глубину смысла, какой в современной речи нет. Поэтому мы обратились к оригинальному тексту, а не к его свободным пересказам, чтобы дать возможность читателям вкусить богатейшую красоту и тонкость древнерусского языка. Может быть, тому, кому дорога память святой великомученицы Параскевы, раскроется через подлинный текст и особая глубина его смысла.

Слева дается оригинальный текст Жития на старославянском языке, справа — его изложение на современном русском языке.

 

МУЧЕНИЕ СВЯТЫЯ И СЛАВНЫЯ МУЧЕНИЦЫ

ПАРАСКОВИИ, ИЖЕ ПРОТОЛКУЕТСЯ ПЯТНИЦА,

В ИКОНИСТЕМ ГРАДЕ. ОТЧЕ, БЛАГОСЛОВИ.[1]

 

 Царствующу Диоклетиану нечестивому и законопреступнику, и Аитию мучителю, положиста гонение на христианы.Яко же бо прият наитии (на Аитии) мучитель безаконное повеление, от законопреступнаго царя начат возмущати грады, ища христиан со всякыми пытанием мучити я прилежно.Бе же етера девица в том граде иконистем, дщи некоего болярина, имя еи Парасковиа.Красна убо добротою, богата же и зело доброродна.

Ея же родителя христиана суща скончастася, оставльша еи все богатство свое и научивша ю заповедем Господа нашего Иисуса Христа.

Сия же убо блаженная оставтши после родителя своея млада, пребывше к вере Господа нашего Иисуса Христа, соблюдающи заповеди его по Святому Евангелию и все имение свое даяше требующим и приемлящи в дом свои всякого странна.

 Сия же убо блаженая Парасковгии непрестающи исповедаше по вся дни Господа нашего Иисуса Христа пред всеми человекы, яко сый Бог истинный еси, Сын Бога живаго, Господь наш Иисус Христос, за ны распныйся волею своею и пострада, и из мертвых воскрес третий день и пакы вознесе на небеса пред ученикы своими и хощет приити во второе и славное свое пришествие судити живым и мертвым.

 

А идоложрущи укаряше и глаголаше: Иже от вас глаголемые бози идоли суть безчювсзении и глуси, очи имуще и не видят, и ушима не слышат, и рукама своима не осязают, и нозе имуще не ходят. В истину прелщае­теся, бесом служащеме устым.

И мнози вероваша в Господа нашего Иисуса Христа, оставльше нечестие свое и быша сосуди избранни и жилище Святому Духу.

Идоложеслужители слышавше сия мнози негодоваша и раны приношаху еи.

Она же не престаяше глаголющи всем слово Божие, и учащи пути истинному.

Посем же приближися Аитие игемон в пределы тыя.

Слышавше же гражане яко приближися игемон и вниде в град Икониискый.

Они же имуще святую Парасковгию и пришедша к граду первее рекша от обычая хвалы царем.

Вшед же игемон в церквы жертву принесе идолом и посем почив в первыи день.

На утрия же седе на судищи повеле прочести повеление царево.

Слышавше же гражане и отвещавше вси единем гласом глаголяще: Достоино повеление и праведен суд самодержца.

И рече им игемон: Все убо тщание показавше и послужити первее богом и будете ведоми друзи самодержцу и мне. И посем повесте ми не хотяща жертвы богом приносити, нарицаемыя христианы.

Отвещавше же вси единем гласом реша: Пресветлыи игемоне, есть в граде нашем девица живущи, дщи некоего сунклитика, ея же родителя христиана скончастася. Та убо пребывает в вере, яко же и родители ея, распятого проповедающи и град наш потворила есть и многих отстави от жертвы и от бог наших, и не престает хулы глаголати на богы наша и на самодержца.

Слышав же Аитие игемон в том часе повеле святую девицу представити на судищи и яко убо грядяше святая мученица Христова Парасковгия на судище, Дух Святый осени ю и бысть лицеи ея яко свет.

Всем видящим ю дивитися и глаголати, колико есть времяя тои бывши и в велицей скорби, лице зрака ея не изменися, ни дряхлует, но паче от скорби просвещается.

Но отвещав един от них, некто иерей, рече: Се есть род христианскый, да тщиться ко смерти паче, нежели к животу.

И внегда ж убо предста святая Парасковгии на судищи и возрев абие игемон нань. удивися о доброте и красоте лица ея и к предстоящим рече:

Што ради клевещете на девицу сию, несть бо праведно солнечнаго образа красоту сея и доброты погубити.

 

И потом воззрев на ню рече игемон глаголя: Што ти ся имя наречется?

Девица же святая Христова Парасковгии рече: Христиана есмь, Христова раба.

 

Игемон глаголя: Видение убо доброты твоея предлагает мя в кротость. Лютостию же словес твоих утроба ми ся мятется, воздвизающи ми гнев жестокими словесы своими, распятого исповедающи. Зане аз не могу его слышати.

Святая же девица рече: Всяк князь праведно судя, слышав убо истину радуется, от лжи же гневается. Ты ж истину слышав гневаешся.

 

Игемон рече: Что ти се имя и ответа не приях и того ради гневаюся на тя.

Святая глаголя: Рекох ти имя вечнаго живота, прочее же временнаго, Парасковгии наречена бых пятница от родителю моею.

 

 

Игемон глаголя: Что се ради пятница наречена бысть, тезоименитая шестому дни?

Святая же рече: Послушай мене, о игемоне о сем, понеж родителя моя быша христиана суща и проразумевши, яко в 6 день вольную смерть восприят Господь наш Иисус Христос за мирское спасение. Се убо проразумевша родителя моя, чтуще та день тыи, парасковгию со страхом и любовию многою. Егда же рождшися аз образом тем нарекоста ми имя Парасковгии.

Игемон рече: Что есть страхом и любовию?

Святая рече: Страхом убо имяше таи страсти ради Христовы. Любовию же, занеж убо в тыи день Господь наш распят за спасение мира. Почитающе святыя его страсти бысть и сего ради со страхом и любовию тый день чтяху, постяшеся день до вечера и разлучашася от себе смешения [плотскаго] ради. По повелению же человеколюбивого Бога в тый день роди мя мати моя и нарекоша мя именем Параскевгии.

Игемон рече: Престани девице таковая глаголащи, но послушай мене и пожри богом нашим и поиму тя себе жену и будеши госпожа многу добру и ублажат тя вся жены на земли.

 

Святая же рече: Имуще жениха моего истиннаго Христа иного ж мужа не требую.

 

Игемон глаголя: Зело аз милую доброту твою и терплю добре юности твоея.

 

Святая Параскевгии рече: Не милуи, о игемоне, доброты моея временныя, днесь цветуща, а утре увядающия. Но паче милуи душу свою, яко жде тебе вечная мука и мучение не имущи конца.

 

Игемон глаголя: Яко мнити ми ся, сего ради наречена бысть Параскевгии, страшиящимя во многы мукы хотяща тя вложити.

Рече же святая Парасковгии: Наречена бых, игемоне, того ради, да вся козни твоя, устроеные тобою и разумы отца твоего диавола, вложеныя в тя, разрушу.

Сия же слышав, игемон яко бесен быв и повеле растерзати ризы ея и жилами говяжьими бити ю нещадно.

На мнозе же биеме святей бывши, ни единаго же гласа испусти, н паче взираше на небо и славяще Господа нашего Иисуса Христа.

Игемон же еще разжизашеся о доброте я и скорбяще о ней и повеле престати слугам.

Сим же представшим глаголя еи: Веруи девице в богы наша м жива будеши.

Она же не отвеща словесно ничто же.

Тогда же разгневався игемон, глаголя: Мне ли не отвещаваеши, рабо?

Она же отвещавши рече: Умолчи, окаяне и страстне. И плюну на лице его.

Тогда разгневався игемон, повеле повесивше на древе строгати велми ребра ея.

Строгаша же ю же дотоле, дондеже плоть ея с кровию на землю падаше даже и до самых костие принесоша еи язву.

Мучаще и же глаголаша игемону: Господине игемоне, умре девица, што ради труды подаеши нам.

Тогда же игемон повеле ю в темницу воврещи беспотребну, глаголя в себе: Егда пакы оживет.

Святая же мученице ввержена бывше в темницу, лежаще безгласна от различных тех язв и болезней. Стражи же темничнии утвердиша двери и отидоша со всяким утверждением.

К полунощи же бысть трус велик в темнице и се, ангела два приидоша и бысть свет велий блещася в темнице.

И посреди их жена бысть светлы носяща ризы и крестообразно препоясана и в десней руце носяща венец тернов, в левеи же копие, и губу, и трость.

И глаголя к святей мученице: Востани, тезоименитая, аз приидох зде, носящи вся оружия владычня и страсти. Востани и виждь честное оружие крестное, и от терния венец и копие, прободшее животворные ребра Господня, трость же, написанную мирови обновление, губу, потершую грех Адамов. Востани, исцеляет тя Господь Иисус Христос, Спас миру.

И абие воста святая мученице яко от сна.

Носящия же страсти Господня, приступши и отре губою вся язвы ея.

И в том часе здрава бысть вся телом, яко ничто ж пострада.

Доброта ж тела ея и красота лица чиста и светлеиши паче первыя бысть.

Тогда приступивша мученица Христова целова носящую оружие и страсти Христовы купно же и два ангела.

Они же рекша еи: Ничто ж прочее не скорби, но паче радуися. Господь Бог наш Иисус Христос с тобою есть, избавляя тя и соблюдая от всякого зла.

И целовавше святую мученицу, и абие отидоша от нея.

Святая же мученица Христова бе моляшися и поющи до утра.

Утру же бывшу и приидоша стражие и обретоаша ю молящуся и поющу, яко же ни едино язвы приемша.

И пристрашни бывше зело, и со страхом отидоша и возвестиша игемону.

Слышав же се игемон велми удивися и абие повеле ю привести на судище.

Пришедши же святей мученице, игемон видев ю вчудися доброте ея и красоте.

И надеяся прелстити ю, глаголя еи: Видиши ли, Парасковгие, како исцелиша тя бози наши, умилосердившеся о доброте твоеи и о возрастени и лепоты телесе и даровавше ти живот.

Святая же Парасковгии рече: Покажи ми, о игемоне, дарвавшего ми живот.

Игемон глаголя: Вниди в церковь и виждь богы наша.

Приимши же святая мученица Христоа Парасковгия повеление от игемона, вниде в церковь.

В ней же бяше та имяще капища многа идольская и многая множество народа, мнящии, яко пожрети хощет богом их.

Вшедши же Христова мученица в церковь, преклонся на землю, помолися на мнозе часе, дондеж потрясе вся церкви.

И востав абие ятся за ногу аполону и рече: Тебе глаголю, льстивому и иже с тобою прочим богом, тако дасть ми власть и силу Господь мой Иисус Христос и повеле ми, да падутся вси идоли на землю и будут яко песок.

И купно со словом святыя в том часе бысть абие трус велик и падоша вси капища на землю и разсыпашася яко песок.

Тогда вси страхом объяти быша и бежаша вон из церкви вопиюще и глаголюще: Велик Бог христианеск!

И вси вероваша в Спаса Иисуса Христа елико народа быша в церкви со святей мученицей.

Видевше ж сквернии иереи богов их погыбель и сокрушение приидоша к игемону плачущеся и глаголюще: Господине игемоне, мы рекохом тебе — повели, да убиена будет волхва сия, та бо потворивши и прелстивши весь град, виждь богы наша вся сокруши.

Тогда разгневевся зелол игемон и повеле привести ю на судище. Святая же приведена бывши, глаголя еи: рцы ми девице кыими волшьбами твориши сия детели.

Христова же святая мученице рече: Во имя Господа нашего, Иисуса Христа, понеж внидох в церковь вашу, помолихся глаголющи: Господи, яви милость, Боже, Спасе мой, живот ми даровавый. Господь же услыша молитву мою, ибо всесильны и прииде ко мне посетити мя рабу свою и видевшеи бози твои вси вострепетавше, падошася на земли и разсыпавшеся яко песок и ни во чтоже быша и являнице яве, яко ни себе могут помощи и како инем помощникы будут. Вси бо прельщаетеся служаще глухым кумиром и нечистым бесом.

Игемон же сия слышав от святыя не мога терпети поношение богов, боле разгневався, повеле свеща огненыя принести и жещи ребра ея.

Святеи ж мученице Христове много жгоме возревши на небо, вдохнув глаголюще: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, ты еси Господи всем Творче и содетель и промысленник, Ты еси три отроцы прохладивши в пещи огненеи и халдея пожже, Ты еси, Боже, Феклу от огня спас и ныне молю тися, Господи, Боже мой, да приидет на мя, недостойную рабу твою сила Твоя великая и избавит мя от беззаконных рук сего мучителя, яко зле ражгоша нечестивии мужие душу мою.

И помоляшеся сице абие отскочи огнь от пазух ея и бысть велики (велик и?) пожже, вся жгущая ю.

Шествова ж и ко граду огнь и вси бежаша от страха, яко и сам игемон бежа в ужасе и трепете велице быв.

Тогда же народ, видевше вопияху глаголюще: Велик Бог христианеск! Веруем и мы отныне Богу ея.

И много народа веровав в Спаса Христа, Церкви ради, многа и бесчислена воинства.

Видев же игемон, яко мнози вероваша во Христа, убояся народа и к тому прочее не сме мучити ю, еда како востанут нань и убиют, но дасть же на ню осуждение, вскоре повеле усекнуть ю.

Пришедши же святая Христова мученица на место осуждения и вставши на восток помолися, глаголющи к Богу: Благословлю многопетое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Господи, Боже мой, благодарю Тя ныне и в бесконечные векы, яко помиловал еси смирение мое и не оставил еси молитвы моя и милости своя от мене. Нынче молю тися Владыко Господи, помяни мя в час сей и благослови мя, и даи же имени Твоему Святому благодать. Да всяк же призываит Тя мною, рабою Твоею, помянет же имя Твое Святое, или аще кто постится в день нареченыя пятницы или в чистоте пребывает, избави его от всякия беды и отпусти ему грехи его, дом его благослови и исполни всякого блага. И вся грешники отврати заблудившая от пути Твоего праведного, яко не хощеши никому ж погибнути, но всем спастися и в разум истиный приити. Ты бо еси Бога наш и Тебе подобает слава во векы. Аминь.

Сии же рекши святая и глас бысть к ней из облак глаголющ: Дерзай Парасковгие, мученица моя, вся же елико просишь, подам ти паче сих и вси о имени твоем избавятся от всех бед и скоробей, идеже аще совершаема будет память мучения твоего, благословение ж и радость в дому том будет и всякаго блага исполнено. Ты же гряди ко мне и почиеши во благих обителях Отца моего на небесех, чертог ти уготовися, рай отверзеся, царство небесное ждет тебе, гряди убо и почиваи с мудрыми девами во векы.

Слышавши же се мученица, возвеселися зело и прослави Бога и радуяся преклони тогда главу свою. Спекулятор же усекнул и.

И абие изыде благоухание велие. Вси ж предстоящии исполнишася онаго неизреченнаго благоухания и бысть гла с небесе глаголющ: Возрадуйтеся вси праведнии о Господе, яко мученица Христова венчаяся днесь.

Народ же сия слышавше и видевше, прославиша Бога, яко такову дарует благодать рабом своим.

На утрея же изыде законопреступный игемон на ловитву и внезапу взятся конь его на воздух и сверже и в дебрь и разсыпашася вси удове его и душу свою окаяныи зле изверже.

И бысть глас свыше: Отмщение ти бысть многых святых.

Сконча же ся святая славная и добропобедная мученица Христова Парасковгыи месяца октября в 28 день.

Честное же и святое тело ея прияша народ и веровавше во Христа и погребоша ю честно в дому ея.

В нем же исцеления и знамения многа совершаются во славу и честь Господа нашего Иисуса Христа. Ему подобает слава и поклонение всегда и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 Царствующий Диокле­тиан, нечестивый и законо­преступный, и Аитий мучи­тель, начали гонение на христиан.Как только получил Аитий мучитель беззаконное пове­ление от законопреступного царя, начал он искать христиан и всякими пытками старательно мучить их, приводя в смятение города.Была же одна девица в городе Иконийском, дочь не­кое­го вельможи, имя ей Параскева.Она была истинно красива своим благочестием, богата и весьма хорошего рода.Ее родители были христиане. Они скончались и оставили ей все богатство свое, научив ее заповедям Господа нашего Иисуса Христа.

Она же, оставшись после родителей своих юной при полном благосостоянии, ве­рила в Господа нашего Иисуса Христа, соблюдая Заповеди Его по Святому Евангелию, и все имение свое отдавала нуждающимся и принимала в свой дом любого странника.

Живя в благополучии, Параскева непрестанно, каждый день исповедала веру в Господа нашего Иисуса Христа перед людьми, рассказывая, что Он есть истинный Бог, Сын Бога Живого, Господь наш Иисус Христос, за нас распявшийся волею своею и пострадавший и воскресший из мертвых в третий день и вознесшийся на Небеса перед своими учениками и хотящий придти во второе и славное свое пришествие судить живых и мертвых.

А язычников[2] укоряла и говорила:  « Те, кого вы называете богами, — это идолы, бесчувственные и глухие, глаза имеют и не видят, и ушами не слышат, и руками своими не ощущают, и ноги имея, не ходят. Вы действительно обма­нываетесь, служа своими мо­лит­вами бесам.

И многие из них уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, оставили нечестие свое и стали сосуды избранные и жилище Святому Духу.

Идолослужители же, слыша все это, сильно негодовали и наносили ей побои.

Она же, не перестававшая говорить всем слово Божие, учила пути истинному.

Вскоре подошел к тем местам игемон[3] Аитий.

Прослышали горожане, что подходит к городу игемон и в пришли в Иконию.

Имея у себя святую Параскеву, они пришли в город и прежде всего воздали по обычаю хвалу властителям города.

А игемон вошел в языческий храм, принес жертву идолам, после чего в первый день отдыхал.

На утро же, воссев на судилище, он распорядился прочесть царское повеление.

Прослушав его, горожане единодушно отвечали: «Дос­тойно повеление и справедлив суд самодержца».

И сказал им игемон: «Показав свое старание и послужив прежде нашим богам, будете настоящими друзьями самодержцу и мне. И потому поведайте мне о тех, кто не хочет жертвы богам приносить, кто называется христианами».

И все единодушно отвечали: «Пресветлый игемон, живет в городе нашем девица, дочь некоего советника. Ее родители христиане скончались. Она же, как и родители ее, верит в Распятого и проповедует Его, и город наш околдовала и многих отвратила от жертвы и от богов, и не перестает осуждать богов наших и самодержца.

 

Услышав это, игемон Аитий тут же повелел святую девицу представить на судилище и когда шла святая мученица Христова Параскева на суд, Дух Святой осенил ее, и стало лицо ее как свет.

Все, видящие ее, удивлялись и говорили: «Сколько времени она скорбела, а вид лица ее не изменился, он не унылый, но от скорби еще более просветляется.

Но один из них, некий жрец, сказал: «Таков род христианский, который ревнует о смерти более, нежели о жизни».

Когда же предстала святая Параскева на судилище, взглянул на нее игемон и удивился красоте лица ее и сказал окружающим: «Зачем вы клевещете на эту девицу, разве это можно, погубить такую солнечную красоту?»

 

И потом, посмотрев на нее, сказал: «Как твое имя?»

 

Девица же святая Христова Параскева ответила: «Христианка я, Христова раба».

Игемон сказал: «Вид красоты твоей умиляет меня. Но дурные слова твои возмущают, во мне поднимается гнев при исповедании Распятого, потому что я не могу о Нем слышать.

 

Святая девица отвечает: «Всякий князь, судящий праведно, когда слышит истину, радуется, а от лжи гневается. Ты же, истину слышав, гневаешься».

Игемон сказал: « Я спросил о твоем имени, но ответа    не получил и поэтому сержусь на тебя».

Святая говорит: «Я тебе сказала имя вечной жизни, а что касается временной, то Параскева я, названа была Пятницею родителями моими».

Игемон говорит: «Чего ради Пятницею ты была названа, так же, как шестой день (недели)?»

Святая же ответила: «Послушай мене, игемон. Поскольку     родители мои были христиане, то знали, что в шестой день вольную смерть принял Господь наш Иисус Христос за спасение мира. Понимая это, родители мои чтили день тот, пятницу, с большим страхом и любовию. Когда же родилась я в этот день, то и дали мне имя Параскева».

Игемон спросил: «А что значит страхом и любовию?»

Святая ответила: «Страхом, имеемым ради страданий Христовых, а любовию потому, что в этот день Господь наш распят за спасение мира. Почитая Святые Его страсти и день тот со страхом и любовию, они постились до вечера и не касались друг друга по плотскому желанию. По повелению же человеколюбивого Бога в тот день родила меня мать моя и нарекла меня именем Параскева».

Игемон сказал: «Перестань девица об этом говорить, но послушай меня и принеси жертву богам нашим. Тогда я возьму тебя себе в жены и будешь хозяйка многого добра, и прославят тебя все женщины на земле».

Святая отвечала: «Я имею уже настоящего жениха, Христа, и другого мужа мне не надо».

Игемон говорит: «Меня восхищает красота твоя и прекрасная твоя юность».

Святая же отвечала: «Не восхищайся, о игемон, красотой моей временной, сегодня цветущей, а завтра увядающей. Лучше пожалей душу свою, так как ждет тебя вечное и бесконечное мучение.

Игемон сказал: «Мне кажется, что тебя потому назвали Параскевой, что неумолимо предрекали тебе многие муки».

Святая Параскева ответила: Названа я была, игемон, того ради, чтобы все козни, устроенные тобою по наущению отца твоего дьявола, разрушить. 

Услышав это, игемон стал как бешеный и повелел разорвать одежду ее и жилами говяжьими бить ее нещадно.

В ответ же на избиение святая ни единого звука не издала и только взирала на небо и славила Господа нашего Иисуса Христа.

Игемон же еще восхищался красотой ее и, жалея ее, велел слугам прекратить.

А когда они перестали, сказал ей: «Веруй, девица, в наших богов и будешь жива».

Она же не сказала ни слова.

Тогда разгневался игемон, говоря: «Мне ли не отвечаешь, раба?»

Она же ответила: «Замолчи, окаянный». И плюнула ему в лицо.

Тогда разгневавшийся игемон приказал повесить ее на столбе и строгать ее ребра.

Строгали ее до тех пор, пока плоть ее, от самых костей отшедшая, не стала с кровью на землю падать.

А те, кто мучил ее, сказали игемону: «Господин игемон, ведь умерла девица, зачем заставляешь нас еще трудиться?»

Тогда игемон повелел ее бездыханную бросить в темницу, говоря сам себе: «Когда еще оживет?»

Святая же мученица, брошенная в темницу, лежала как мертвая от полученных язв и болезней. Стражи же темничные заперли двери и спокойно ушли.

К полуночи же задрожала земля в темнице и появились два ангела и заблестел великий свет.

И посреди ангелов появилась жена в светлой одежде, крестообразно препоясанная. В правой руке она держала терновый венец, а в левой — копие, губу и трость.

И сказала она святой мученице: «Встань, тезоименитая, я пришла сюда, неся с собой орудия Владычных страданий. Встань и посмотри на честное оружие крестное, на терновый венец и на копие, прободившее животворные ребра Господни, на трость, написавшую миру обновление, и на губу, отершую грех Адамов. Встань, исцеляет тебя Господь Иисус Христос, Спаситель мира.

И тотчас восстала святая мученица как бы от сна.

Жена же, носящая страсти Господни, подошла и отерла губою все ее язвы.

И в тот же час она стала здорова всем телом, как будто и не пострадала.

Красота же тела и лица ее стала еще чище и светлее, чем раньше.

Тогда, подошедши, целовала мученица Христова ту, которая носила орудия страданий Христовых, и с ней двух ангелов.

Они сказали ей: «Не скорби ни о чем, но больше радуйся. Господь Бог наш Иисус Христос с тобою. Он избавит тебя и соблюдет от всякого зла».

Поцеловали они святую мученицу и исчезли.

Святая же мученица Христова пребыла в молитве и пении до утра.

Утром же пришли стражи и нашли ее молящуюся и поющую, как будто ни одной язвы не получившей.

Испугались они сильно, и со страхом убежали, и рассказали все игемону.

Услышав это, игемон очень удивился и тотчас повелел ее привести на судилище.

 

Как пришла святая мученица, увидел ее игемон и удивился красоте ее.

И надеясь прельстить ее, сказал: «Видишь, Параскева, как исцелили тебя боги наши, пожалев красоту твою и юность, и вернувши тебе здравие тела и жизнь».

 

Святая же Параскева отвечала: «Покажи мне, игемон, того, кто даровал мне жизнь».

Игемон говорит: «Войди в храм и увидишь богов наших».

Послушала святая мученица Христова Параскева игемона и вошла в храм их.

 

А там были идольские жертвенники и многое множество народа, думающего, что она хочет принести жертву их богам.

Войдя же в храм, Христова мученица преклонилась на землю и молилась много часов, до тех пор, пока весь храм не начал сотрясаться.

Тогда встав, она взяла за ногу Аполона и сказала: «Тебе говорю, льстивому, и вместе с тобой всем богам! Дал мне власть и силу Господь мой Иисус Христос и повелел: да упадут все идолы на землю и превратятся в песок!»

И вместе со словом святой в тот час началось великое землетрясение, и упали все идолы на землю и рассыпались как песок.

Тогда охватил всех страх, и бежали все вон из храма с криками: «Велик Бог христианский!»

И уверовали в Спаса Иисуса Христа все, кто был в храме со святой мученицей.

 

Увидели жрецы гибель и сокрушение богов их и пришли к игемону, плача: «Господин игемон, мы говорили тебе: повели убить эту волхву, так как она смутила и прельстила весь город! Смотри: богов наших всех сокрушила!»

Тогда сильно разгневался игемон и повелел привести ее на судилище. А когда святую привели, сказал ей: «Расскажи мне, девица, какими волшебствами совершаешь ты подобные дела?»

Святая же мученица Христова отвечала: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа. Вошла я в ваш языческий храм и помолилась: «Господи Боже Спасе мой, жизнь мне даровавший, яви милость!» Господь как всесильный, услышал молитву мою и пришел ко мне посетить меня, рабу Свою. Боги же твои, увидев это, вострепетали, пали на землю и рассыпались как песок, и стали ничем. Так что стало явным, что они даже себе не могут помочь. Как же они другим будут помощниками? Все вы прельщаетесь, служа глухим кумирам и нечистым бесам.

Игемон же, услышав это от святой, не мог вынести поношение своих богов, и еще более разгневался, повелел свечи огненные принести и жечь ребра ее.

Святая же мученица Христова, жестоко обжигаемая, посмотрела на небо и, вздохнув, сказала: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, Ты есть Господь всем, Творец, Создатель и Промыслитель. Ты трех отроков охладил в печи огненной, а халдеев пожег. Ты, Боже, Феклу от огня спас и ныне молю Тебя, Господи Боже мой, да прейдет на меня, недостойную рабу Твою, сила Твоя великая и избавит меня от беззаконных рук этого мучителя, так как сильное зло навели нечестивые люди на душу мою.

Помолилась она так и тотчас же отскочил огонь от тела ее, увеличился и обжег всех, кто мучил ее.

И направился огонь к городу, и все побежали от страха, даже и сам игемон бежал в ужасе и великом трепете.

Увидел все это народ и закричал: «Велик христианский Бог! Веруем и мы отныне Богу ее».

Много тогда народа и воинства уверовали в Спаса Христа, в Церковь Его.

Видев, что многие уверовали во Христа, игемон побоялся народа и не посмел дальше мучить ее, опасаясь, что люди восстанут и убьют его, но дал повеление отсечь святой голову.

Пришла святая Христова мученица на место казни и, встав на восток, помолилась Богу: «Благословлю многопетое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа. Господи Боже мой, благодарю Тебя ныне и в бесконечные веки. Ты помиловал смирение мое и не отверг молитвы моей и милости Своей от меня. Ныне молю Тебя, Владыко Господи, помяни меня в час сей и благослови меня, и дай же имени Твоему Святому благодать, да всякий, кто призовет Тебя мной, рабой Твоей, помянет имя Твое Святое или кто постится в день нареченной Пятницы, или в чистоте пребывает, избави его от всякой беды и отпусти ему грехи его, дом его благослови и исполни всякого блага. А грешники, заблудшие от пути Твоего праведного, настави, так как не хочешь никому погибнуть, но всем спастись и в разум истинный прийти. Ты бо еси Бог наш и Тебе подобает слава во веки. Аминь».

Сказала это святая и раздался Голос из облаков: «Дерзай, Параскева, мученица моя; все, что просишь, подам тебе и даже более того. Именем твоим избавлю от всех бед и скорбей, а где будет совершаема память мучения твоего, благословение же, радость и всякия блага в доме том будут. Ты же гряди ко мне и почиешь во благих обителях Отца моего на Небесах. Чертог тебе уготован, рай отверзся, Царство Небесное ждет тебя. Гряди и почивай с мудрыми девами во веки».

Услышав это, обрадовалась мученица, прославила Бога и, радуясь, преклонила свою голову. Палач же отрубил ее.

 

И тотчас же изошло на всех предстоящих великое благоухание. А с небес раздался Голос: «Возрадуйтесь, все праведные о Господе, яко мученица Христова венчается днесь».

Народ же, слышав это, прославил Бога, видя, какую благодать дарует Он рабом своим.

На утро отправился законопреступный игемон на охоту, и внезапно конь его был поднят в воздух и оттуда сброшен на землю, и рассыпалось все тело его, а душа со злом отошла.

И раздался сверху Голос: «Это тебе отмщение за многих святых».

Скончалась святая славная и добропобедная мученица Христова Параскева в октябре месяце в 28 день.

Честное же и святое тело ее принял народ, верующий во Христа, и похоронил ее честно в доме ее.

В нем же исцеления и знамения многие совершаются во славу и честь Господа нашего Иисуса Христа. Ему подобает слава и поклонение всегда и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 


[1]Текст Жития приводится по рукописи XV века из собрания Троице-Сергиевой лавры (РГБ, ф.304, N 755, л.284-291). Он сверен с рядом других списков: ГИМ, Син.собр, № 556, нач.XVIв.; ГИМ, Щук.собр, № 114, нач.XVI в.; РГАДА, ф.188, № 1381, XVI в.; ГИМ, Син.собр, № 555, XVI /XVII в.; РГБ, ф.310, № 643, XVII в.; РГБ, ф.299, № 144, XVII в.;

РГАДА, ф.188, №1236, XVIII в.

[2] Идоложрущих — значит, приносящих жертвы идолам. Ими были язычники, не знающие Христа. Жрети Богом — приносить жертву богам.

[3] Игемон — римский начальник данной области, областной правитель. В некоторых древних русских рукописях встречаются ошибки: переписчики принимают слово игемон за собственное имя, пишут Гемон. В других списках переписчики заменяют непонятное русским людям слово игемон более простым — князь.

 

ЧЮДО СВЯТЫЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ХРИСТОВЫ ПАРАСКОВГИИ, НАРЕЦАЕМЫЯ ПЯТНИЦЫ ПО ПРЕСТАВЛЕНИИ ЕЯ. КАКО ИЗБАВИТИ ГРАД НИКОМИДИЙСКИЙ ОТ ЦАРЯ АМИРА СРАЧИНСКАГО И ОТ СЫРОЯДЕЦ. ГОСПОДИ БЛАГОСЛОВИ.[1]

 

Царю Амиру срачинскому, собравшу вся своя воя срачинская, варвары и сыроядцы и вси островы критския и поиде царь со всеми силами к нико­мидийскому граду и ста около града.И подимется град под облака молитвами св. мч. Парасковгии, и не можаху стрелами дострелити, ни пороки дошати.А земле никомидийстей много зла сотворша.

И бысть к недели на нощь гражаном же стоящим на граде противу ратных.

 

Стражу же церковному молящуся в церкве Господу Иисусу Христу и святей мч. Парасковгии.

И отворися церковь и засветишася вси свещи по церкве и внидоша два юноши светла и красна, приступиша ко гробу, и вскрыста гроб и рекоста святей мученице Парасковгии, нарицаемыя Пятницы: Излези из гроба.

Она же излезе по глаголу их.

Но лице бяше паче солнечных лучей сияюще.

И рекоста ей два Святых ангела: Господь наш Иисус Христос, Спас миру, повелел тебе изыти из града сего, занеж предает его в руце сыроядец за умножение грехов их.

Она же нача плакатися и испущати слезы от очию своею по лицу своему и рече им: Идете и рцыте моему Владыце Господу Иисусу Христу. Господи, аще спасеши град сей, то и аз с ним спасена буду. Господи, аще погубиши град сей, то и аз с ним погибну, а не отступлю от места сего.

Они же рекоша ей блюдитися: Мч. Парасковгия, аще не идеши с нами, егда како разгневиши Владыку своего.

Святая же рече им: Господи, ведаю щедроты и велию милость и непрестанно молюся ему.

И посем отидоста ангели от нея.

Святая мученица Христова Парасковгия вниде в гроб и почи на месте своем с миром.

И вся свеща по церкве угасоша.

Страж же церковный поведа вся видения бывшая епископу Феодору.

И по том часе бысть за градом гром и молния, и камение горящее, и оба пол вода и дождевныя туча.

 

И изби у Амира царя седмь десят полков до смерти и много множество воевод поби, и много конеи и вельблудов паде, а самому царю Амиру падшу на землю и плакашеся горько.

И бысть глас из грома к царю глаголя: Аще не отыдеши от града сего, то не оставлю ни единаго живущего, а тебе уморю злою смертию.

А после тебе будет мука вечная.

На утрии посла царь посольство и честен и грамоту опасную к епископу Феодору и гражаном от миру.

Епископ Феодор и гражане и вси честныя люди выехаша к царю и смиришася с ним.

И даша ему сто литр сребра. Царь же поиде в град и вниде в церковь и рече: Покажите мне гроб св.мч. Парасковгии.

Епископ же Феодор показа гроб св. мч. Парасковгии.

Царь же повеле слугам своим взяти тело ея из гроба и вести в свою землю срачиньскую.

И повеле привести колесницу и дванадесяте конеи под раку и не могоша с места двигнути ея.

Он же повеле двадесять конеи и не могоша двигнути.

 

Он же еще повеле тридесять конеи привести и не могоша двигнути ея.

Видев же царь, епископ и гражане, что не хощет отити от места сего.

Епископ же Феодор и гражане приидоша к царю и начаша молити его: Что хощеши царю цену взяти на телесе св. мученицы Парасковгии?

Царь же рече им: Взях у вас сребра, а и еще хощу у вас взяти злата на телесе св. мученицы.

Епископ же и гражане собраша злата много и принесоша к царю.

Царь повеле взяти тескы весы и возложи на едину теску тело Святой, а на другую теску повеле им класти злато.

 

И рече им царь: Колико потянет тело ея, толико и возму у вас злата.

Они же возложиша злата много.

Гроб же бе верху стоя.

Они ж начаша уимати злата.

Первое уемше, и второе и третье и останется толке пятьнадесять златниц и ста на мере.

Царь же бысть дряхл и уныл и взя пятьнадесять злат­ниц и поиде в свою землю срачиньскую с критяны и сыроядцы.

Епископ же Феодор и гражане быша в радости велицеи.

И старого гроба солиаша миро в корчагу и начаша приходити слепыя и хромыя, глухия и бесныя, прокаженныи и кровоточивии и сухия.

 

Слепые же начаша прозирати, и глусии слышати, хромии ходити и прокаженнии оцыщатися.

От бесных бесы отгонимы, сухия в толстоту преложишася.

В первый день исцели св. вмч. Парасковгия 30 мужей, и жен, и детей.

В вторый день исцели 20 мужей, и жен, и детей.

В третий день исцели 17 мужей, и жен, и детей.

В четвертый день исцели девицу именем Агафию.

Родися слепа, и нема, и на ногах не можаше ходити.

И внесоша ю в церковь и положиша ю у раки святои.

Лежаще же девятнадесят лет в недузе своем.

Прикоснувшеся к телесе Святей мученице и помазаша ю миром, прозре и начат слышати и глаголати, и ходити.

Дщи некоего болярина именем Афанасия.

Бысть же радость велия в граде том.

Епископ же Феодор и гражане сковаша раку сребряну нову и положиша святую мученицу Христову в новем гробе и песнь певше много, и канон молебен, и положиша ю в церковь честно о Христе Иисусе Господе нашем.

Ему же Слава и держава с Отцем и Сыном и Святым Духом и ныне и присно и во веки веков. Аминь. 

Царь Амир сарацинский[2] собрал все свое войско – варваров, сыроядцев, племена со всех критских островов и пошел со всеми силами к Никомидии и встал около города.Но город поднялся под облака молитвами святой мученицы Параскевы, и не могли его ни стрелами достать, ни тараном взять.А земле Никомидийской много зла (они) сделали.Была ночь на воскресенье, горожане стояли на городской стене против варварского войска.

Страж же церковный молился в церкви Господу Иисусу Христу и святой мц. Параскеве.

И отворилась церковь, и засветились все свечи в ней, и вошли двое юношей, светлые и красивые, подошли ко гробу, открыли его и сказали святой мученице Параскеве, нарицаемой Пятницей: «Выйди из гроба».

Она вышла по слову их.

И лицо её было сияющим ярче солнечных лучей.

И сказали ей два Святых ангела: «Господь наш Иисус Христос, Спас миру, повелел тебе уйти из города, потому что Он отдает его по грехам в руки сыроядцев».

 

Она начала плакать, слезы текли по лицу ее: «Идите и скажите моему Владыке Господу Иисусу Христу: Господи, если спасешь этот город, то и я с ним спасена буду. Если погубишь — то и я с ним погибну, но не отступлю от места сего».

 

Они отвечали ей: «Берегись, мученица Параскева. Не пойдешь с нами — разгневаешь Владыку своего».

Святая же сказала: «Знаю я щедроты и великую милость Господа и непрестанно молюсь Ему».

Тогда отошли ангелы от нее.

Святая мученица Христова Параскева вошла в гроб и почила на месте своем с миром.

И все свечи в церкви угасли.

Страж же церковный рассказал об этом видении епископу Феодору.

Сразу после того загремел гром и засверкала молния, полетели горящие камни, собрались тучи и с обеих сторон города полилась вода.

И были побиты у царя Амира до смерти семьдесят полков, множество воевод пало, коней и верблюдов, а сам царь Амир упав на землю, горько плакал.

 

И был Голос с неба к царю: «Если не отойдешь от града сего, то не оставлю ни единого живого, а тебя уморю злою смертью.

А после ждет тебя мука вечная».

На утро послал царь посольство и писаную грамоту к епископу Феодору и горожанам.

Епископ Феодор и горожане, и все честные люди выехали к царю и помирились с ним.

И дали ему сто фунтов серебра. Царь же пошел в город, вошел в церковь и сказал: «Покажите мне гроб св. мученицы Параскевы».

Епископ Феодор показал гроб мученицы Параскевы.

Царь же повелел слугам своим взять тело её из гроба и везти в свою землю сарацинскую.

И приказал привести колесницу и двенадцать коней. Но они не смогли сдвинуть гроб с места.

Тогда он призвал двадцать коней, и опять гроб не сдвинулся.

Он повелел привести тридцать коней, но и тогда не смогли сдвинуть её.

Поняли царь, епископ и горожане, что святая не хочет уходить отсюда.

Епископ Феодор и горожане пришли к царю и начали просить его: «Какую хочешь, царь, цену взять за тело св. мученицы Параскевы?»

Царь ответил: «Я взял у вас серебро, а еще хочу взять у вас и золота за тело св. мученицы».

Епископ и горожане собрали много золота и принесли к царю.

Царь повелел взять весы и возложить на одну доску весов тело святой, а на другую доску приказал класть золото.

И сказал: «Сколько потянет тело её, столько и возьму у вас золота».

Они положили много золота.

Гроб был наверху.

Тогда они начали убирать золото.

Убрали один раз, второй, третий, и когда осталось на доске только пятнадцать златниц, то весы встали ровно.

Царь опечалился, взял пятнадцать златниц и пошел в свою землю сарацинскую с критянами и сыроядцами.

 

Епископ же Феодор и горожане были в радости великой.

Из старого гроба перелили миро в кружку и начали приходить слепые и хромые, глухие и бесноватые, прока­женные и кровоточивые, и сухие.

Слепые начали прозревать, глухие слышать, хромые ходить, и прокаженные очищаться.

От бесноватых бесы изгоня­лись, сухие поправля­лись.

В первый день исцелила св. великомученица Параскева 30 мужей, жен и детей.

Во второй день исцелила 20 мужей, жен и детей.

В третий день исцелила 17 мужей, жен и детей.

В четвертый день исцелила девицу именем Агафия.

Она родилась слепая, немая и не могла ходить.

Ее внесли в церковь и положили у гроба святой.

В недуге своем девица была девятнадцать лет.

Она прикоснулась к телу святой мученицы, помазалась миром, прозрела и начала слышать, и говорить, и ходить.

 

А была она дочерью некоего боярина Афанасия.

Настала в городе великая радость.

Епископ Феодор и горожане сделали новую серебряную раку и переложили туда святую мученицу Христову, спели канон молебный и поставили раку в церковь во славу Иисуса Христа, Господа нашего.

Ему же Слава и держава с Отцом и Сыном и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 


[1] По списку: РГБ, ф.266, № 144, XVII в. (л. 186 об.-191). Сверено со списками: РГБ, ф.310, № 622, XVII в.; РГАДА, ф.188, № 1234, XVIII в.

[2] Амир Срачинский – Амир Сарацинский – правитель Сарацин, Сарацины – аравийские племена, известные грабительскими набегами.