Архив за месяц: Сентябрь 2021

МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК №44

ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

1

27 сентября Русская Православная Церковь отмечает праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Согласно преданию, этот праздник установлен в честь событий, имевших место при правлении епископа Иерусалима Макария, в память обретения императрицей Еленой – матерью императора Константина Великого – в 326 году Креста Господня.
Как повествует предание, императрица Елена прибыла в Палестину и, в результате раскопок, была найдена пещера Гроба Господня, а неподалеку от нее были обнаружены три креста.
Перед епископом Макарием и императрицей встала задача: как определить, который из трех крестов является Крестом, на котором был распят Христос?
И только после чудесного исцеления больной женщины, на которую поочередно возлагали кресты, был определен Крест Господень. По другому преданию, от соприкосновения с Крестом Господа, воскрес умерший, которого несли по улице для погребения.
Но, так или иначе, Крест, на котором распяли Иисуса Христа, был найден.
В этот день – 27 сентября – мы вспоминаем еще одно событие, связанное с Крестом Господним – возвращение Креста из Персии после 14-летнего пленения обратно в Иерусалим.
В VII веке персидский царь Хосров II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и в том числе, увез Крест Иисуса Христа. Крест пробыл в Персии 14 лет, но был возвращен в Иерусалим при императоре Византии Ираклии.

.     .     .

КРЕСТ  ГОСПОДЕНЬ

Что значит Он в жизни христиан?
Что значит Он для нас с вами?
Вот, что писал об этом подвижник XX века игумен Никон (Воробьев):
   «Крест должен напоминать всем верующим, что Господь и Бог наш соделал все возможное ради спасения человека, самое невероятное, превосходящее разумение не только людей, но и ангелов.
   Покинуть небо, стать нищим странником, учить злых людей, готовых побить Его камнями, прощать и спасать самых отчаянных грешников, претерпеть крестные муки, саму смерть – все это показатели такой безграничной любви Божественной, постижение которой не вмещается в скудные сосуды человеческого разума и человеческого сердца» [1].

СЛАВА, ГОСПОДИ, КРЕСТУ ТВОЕМУ ЧЕСТНОМУ!

2

Литература:
1. Игумен Никон (воробьев). О началах жизни. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. М. 2014. С.345;

Интернет-ресурсы: Википедия.

Все изображения взяты из открытых источников.

МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. МИССИОНЕРСКИЙ ПРОЕКТ «ВЕЛИКИЕ ДАТЫ ИСТОРИИ РОССИИ»

«История – это фонарь в будущее,
который светит нам из прошлого».
В.О. Ключевский

 ОЧЕРК  ТРЕТИЙ

«БИТВА  НА ПОЛЕ  КУЛИКОВОМ»

1

Миссионерский отдел храма вмц. Параскевы Пятницы продолжает публикацию серии очерков о великих датах в истории нашей страны.

В сентябре мы хотим посвятить наш исторический очерк Куликовской битве, которая состоялась 8 (21) сентября 1380 года в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, когда русские войска перешли Дон и остановились у устья реки Непрядвы.

Во времена правления святого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского (годы правления 1362 по 1389) наступает перелом исторической ситуации в Северо-Восточной Руси.

2

Святой благоверный князь Дмитрий Донской

После долгих лет страха, крови и вынужденного подчинения татаро-монгольским завоевателям, наступает взлет и укрепление национального самосознания русского народа, благодаря таким выдающимся личностям, как святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, который воспитал целую когорту учеников и единомышленников.

Именно они – ученики преподобного Сергия покрывают Северную Русь «духовной сетью» — основывают новые монастыри, воспитывают монахов и подвижников, проливают свет на измученные страхом души русских людей, дают им надежду и веру.

3

Святой благоверный князь Александр Невский

4

Святой преподобный Сергий Радонежский

В русском народе пробуждается стремление к государственному единству, которое воспринимается, как залог освобождения от ненавистного ига. В этой связи укрепляется политическое и экономическое влияние Москвы, что делает возможным серьезное противостояние Орде.

Своеобразным прологом к Куликовской битве послужило сражение на реке Воже, где в 1378 году князь Дмитрий Донской вместе с князем Пронским Даниилом наголову разбили татарский отряд Бегича.

Вот, как об этом событии пишет летопись:

«Татары же сразу побросали копья свои и побежали за реку за Вожу, а наши стали преследовать их, рубя и коля, и великое множество перебили их, а многие из них в реке утонули».

В отместку за это поражение Мамай к осени 1380 года собрал огромное войско и двинулся на Русь.

Как говорит летопись, получив эти тревожные вести, князь Дмитрий Донской сказал:

«Пойдем против окаянного и безбожного, нечестивого и темного сыроядца Мамая, за правую веру христианскую, за святые церкви и за всех младенцев и старцев, и за всех христиан».

Как говорит житие преподобного Сергия Радонежского, князь Дмитрий Донской приходил к преподобному за благословением на ратные подвиги.

 «Подобает тебе, господин,- наставлял преподобный Сергий Радонежский Дмитрия Донского,- заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Пойди против безбожных, и с Божией помощью победишь, и здрав в свое отечество с великою славою возвратишься».

Вместе с напутствием, по просьбе князя, преподобный Сергий дает ему двух своих монахов, опытных в воинском деле – Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Именно поединок Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея положил начало битве на поле Куликовом.

5

Поединок А. Пересвета с Челубеем

Согласно Преданию, князь Дмитрий Донской получил еще одно, укрепившее его дух, свидетельство правильности избранного им пути. Неподалеку от Москвы, по дороге в Коломну, была «обретена на древе» икона святителя Николая. Князь дал обет по возвращении построить здесь новую обитель. Сейчас это – московский Николо-Угрешский монастырь.

6

Николо-Угрешский монастырь. Москва

8 (21) сентября в день Праздника Рождества Пресвятой Богородицы русские войска  перешли Дон и остановились у устья реки Непрядвы.

Битва на поле Куликовом была страшная. Как пишет летописец:

 «Страшно, братья, зреть, и жалостно видеть, и горько взглянуть на человеческое кровопролитие, как морское пространство, а трупов человеческих – как сенные стога: быстрый конь не может скакать, и в крови по колено брели, а реки три дня кровью текли».

После победы на поле Куликовом, великий князь Дмитрий Донской возвратился в Москву и почти весь октябрь провел в Троицкой обители, вознося благодарение Богу и поминая погибших.

С тех пор на Руси было установлено совершать в ближайшую субботу перед днем памяти  великомученика Димитрия Солунского, особое ежегодное поминовение павших на Куликовом поле воинов.

7
Литература:
Малков Ю.Г. Русь Святая. Очерк истории Православия в России. Издательство «Правило веры». М. 2002. С.120-125.

Все изображения взяты из открытых источников.

 

МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. МИССИОНЕРСКИЙ ПРОЕКТ «ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСТВА»

ОЧЕРК ЧЕТВЕРТЫЙ

«РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ»

1
21 сентября Русская Православная Церковь отмечает Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Все события, описанные в Священном Писании обладают удивительным свойством – они раздвигают рамки привычного нам материального мира и выводят нас в Мир Духовный. Каждое слово Священного Писания имеет непосредственное отношение к нашей жизни.

Мы празднуем Рождество Пречистой Девы, которая стала живым Храмом, вместившим с себя Бога и Спасителя мира!

Через Пресвятую Богородицу в мир приходит Христос, чтобы спасти каждого из нас.

И события этого праздника еще и еще раз напоминают нам об истинном смысле нашей жизни, о настоящем предназначении человека. Ведь все мы  призваны к совершенству:

«ТАК БУДЬТЕ СОВЕРШЕННЫ, КАК СОВЕРШЕНЕН ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ» (Мф. 5:48).

И мы с вами призваны к святости:

«ИТАК ВЫ УЖЕ НЕ ЧУЖИЕ И НЕ ПРИШЕЛЬЦЫ, НО СОГРАЖДАНЕ СВЯТЫМ И СВОИ БОГУ» (Ап. Павел. Послание к Ефесянам 2:19).

И мы должны  стать храмом, в который во время Святого Причастия входит Господь. Об этом нам говорит апостол Павел:

«НЕ ЗНАЕТЕ ЛИ, ЧТО ТЕЛА ВАШИ СУТЬ ХРАМ ЖИВУЩЕГО В ВАС СВЯТАГО ДУХА, КОТОРОГО ИМЕЕТЕ ВЫ ОТ БОГА» (1 Кор. 6:19).

И наше сердце должно, не больше и не меньше,  стать местом, где находится Царство Небесное:

«ИБО ВОТ, ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ ВНУТРЬ ВАС ЕСТЬ» (Лк. 17:21).

Что же означают эти слова?

Как узнать, что наше сердце вмещает в себя Царство Божие?

Ответ нам дает апостол Павел, по каким признакам можно это определить:

«ИБО ЦАРСТВО БОЖИЕ НЕ ПИЩА, НЕ ПИТИЕ, НО ПРАВЕДНОСТЬ И МИР, И РАДОСТЬ ВО СВЯТОМ ДУХЕ»  (Рим. 14:17).

В этот Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, давайте заглянем в свои сердца!

Что мы увидим там?

Мир, радость, любовь и покой или гнев, раздражение, осуждение, зависть…

«ИБО ИЗ СЕРДЦА ИСХОДЯТ ЗЛЫЕ ПОМЫСЛЫ, УБИЙСТВА, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ, ЛЮБОДЕЯНИЯ, КРАЖИ, ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВА, ХУЛЕНИЯ – ЭТО ОСКВЕРНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА» (Мф. 15:19).

Есть над чем задуматься и к чему стремиться…

2

Все изображения взяты из открытых источников.

МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ

1

В воскресенье 19 сентября, в 18.00 в храме вмц. Параскевы Пятницы состоятся

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Приглашаем всех желающих изучать Евангелие и строить свою жизнь в соответствии с ним.

ТЕМА:

Евангелие от Матфея глава 7:1 – 5

«НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ…»

2

Все изображения взяты из открытых источников.

МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ

КАК  ЖИТЬ СЕГОДНЯ?

1

«Прошу жалеть и любить друг друга, помогать взаимно в материальной и духовной нужде. Где мир и любовь – там Бог, там радость и спасение, а вражда и зависть от дьявола. Спасайтесь»

 Из завещания игумена Никона (Воробьева)

3

Игумен Никон (Воробьев)

Миссионерский отдел храма вмц. Параскевы Пятницы в  рубрике МИССИЯ НА ПРИХОДЕ в разделе «СВЯТЫЕ ОТЦЫ ГОВОРЯТ» продолжает публикацию серии очерков на тему: «КАК  ЖИТЬ СЕГОДНЯ?».

В сентябре мы предлагаем вашему вниманию отрывки из трудов святых и подвижников Православия, в которых поднимаются такие сложные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, как ОСКОРБЛЕНИЯ И ОБИДЫ.

МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК №43

ЗАКОНЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4)

0

Миссионерский отдел храма вмц. Параскевы Пятницы продолжает публикацию серии кратких очерков, в которых на основе Священного  Писания, трудов святых и подвижников Православия, мы будем раскрывать Законы Духовной Жизни.

Те самые Законы, без которых так трудно быть мирным, здоровым и счастливым здесь – в земной жизни, и  без знания, которых, так сложно достичь Царствия Небесного.

ОЧЕРК ВТОРОЙ

ГНЕВ И ВРАЖДА

«А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный» подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22).

Чем же так опасны для человека гнев и вражда?

Вот, что пишет об этом подвижник Православия XX века игумен Никон (Воробьев):

1

Игумен Никон (Воробьев)

«Я потому долго остановился на вражде, что она делает бесполезными все труды. Ни молитв, ни покаяния, ни милостыни не принимает Господь от человека, имеющего вражду к ближним. При вражде, при злопамятстве, при осуждении ближнего – не может быть ни сокрушенного сердца, ни смирения. Не могут огонь и лед существовать вместе». [1].

А вот рассуждения о гневе преп. Льва Оптинского:

2

Преп. Лев Оптинский

«Когда сами подвигнитесь на ярость, то это значит, что вы работаете страстям, от сего смиритесь, познайте свою немощь и в мыслях к ближним снисходите, и сколько возможно, старайтесь удерживать себя от гнева – он помрачает ум, ожесточает сердце, и есть явный признак гордыни» [2].

.     .     .

В чем же корень нашего, гнева, раздражения, злобы?

Об этом нам говорят прпп. Оптинские старцы.

Преп. Макарий Оптинский:

3

Преп. Макарий Оптинский

 «Познай корень гнева и ярости: он есть гордость; противоположным оному смирением исторгайте его, при помощи Бога, призирающего на смиренные» [3].

.     .     .

Преп. Иосиф Оптинский:

4

Преп. Иосиф Оптинский

«Смущаетесь, и в душе кипит на всех зло. Это от самолюбия и тщеславия. Старайтесь всегда считать себя перед Господом хуже и грешнее всех на земле и молитесь в это время: «Господи, помилуй нас грешных», разумея и себя, и тех, на кого гневаетесь» [4].

Итак, причину гнева святые отцы видят в гордыне, самолюбии и тщеславии:

«Еще раз предупреждаю: гордость есть основное качество диавола. За гордость он из высшего Ангела стал сатаной. И люди вместо подобия Богу приобретают подобие диавола через гордость. Вот, почему и сказано, что Бог гордым противится»    
Игумен Никон (Воробьев) [5].

.     .     .

Что же мы можем сделать с нашим гневом и раздражительностью?

Вот совет преп. Никона Оптинского:

5

Преп. Никон Оптинский

«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют св. отцы: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв, помоги мне, грешному!»,- от такой молитвы умиротворяется сердце» [6].

.     .     .

Преп. Иларион Оптинский:

6

Преп. Иларион Оптинский

«Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание. И до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце» [7].

00

Литература:
1. Игумен Никон (Воробьев). О началах жизни. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. М. 2014. С.89;
2. Благие мысли. По творениям преподобных Оптинских старцев. Издательство «Благовест». М. 2019. С.34;
3. Нужно жить нелицемерно. Духовные поучения преподобных старцев Оптинских. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. 2019. С.28;
4. Там же. С.28;
5. Игумен Никон (Воробьев). О началах жизни. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. М. 2014. С.92;
6. Благие мысли. По творениям преподобных Оптинских старцев. Издательство «Благовест». М. 2019. С.62;
7. Нужно жить нелицемерно. Духовные поучения преподобных старцев Оптинских. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. 2019. С.29.

Все изображения взяты из открытых источников.