Архив за месяц: Июнь 2021

МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА СВ. ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. МИССИОНЕРСКИЙ ПРОЕКТ «СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЖИЗНЬ И ПОДВИГ СКВОЗЬ ВЕКА»

Посвящается 800-летию со дня рождения великого князя.

01

Святой благоверный князь Александр Невский.

ОЧЕРК ПЯТЫЙ

«РАТНЫЕ ПОДВИГИ»

Миссионерский отдел храма вмц. Параскевы Пятницы продолжает публикацию серии очерков о жизни и подвиге святого князя Александра Невского. В этом очерке мы хотим обратить ваше внимание на удивительные факты, которые сопутствовали и вдохновляли князя и его воинов во время двух битв: первая состоялась в 1240 году на Неве, а вторая в 1242 году на льду Чудского озера.

В 1240 году в реку Неву, к устью ее притока Ижоры направились шведские корабли под предводительством военачальника Биргера. В их планы входило захватить крепость Ладогу, а затем Новгород. Князь Александр прибыл со своей дружиной к Неве, где 15 июля 1240 года состоялась битва со шведами. Интересен тот факт, что это сражение проходило в день памяти святого равноапостольного князя Владимира.

В житии великого князя Александра Невского говорится, что перед битвой князь разговаривал со старейшиной местных финнов-ижорцев Пелугием в крещении Филиппом. И тот поведал князю о чудесном видении святых братьев – мучеников Бориса и Глеба, спешивших на помощь Александру: «Брат Глеб,- обратился к своему брату князь Борис,- прикажи грести быстрее, поспешим на помощь сроднику нашему Александру Ярославичу» [1].

2

Святые князья-мученики Борис и Глеб

Вдохновленный такой поддержкой, Александр вступил в сражение со шведами, и к ночи битва завершилась их полным разгромом. В память о великой победе князь Александр стал наименоваться Невским.

3

Н. Черкасов в роли князя А. Невского. Фильм С. Эйзенштейна, 1941 год

Вторая битва, которая тоже сопровождалась духовной поддержкой, состоялась на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. В этом сражении князю Александру пришлось вступить в бой с немецким Ливонским орденом, рыцари которого захватили Псков.

Ливонские рыцари были уверены в своей победе: «Пойдем, возьмем в плен русского князя Александра: славяне должны быть нашими рабами»,- хвастливо говорили они [2].

Но исход битвы оказался совсем не таким, как ожидали немецкие рыцари. Заманив неприятеля на лед Чудского озера, который стал проламываться под тяжелой броней рыцарских доспехов, князь Александр, зайдя с тыла, разгромил войско Ливонского ордена.

4

И снова мы видим Небесную поддержку святого князя. Дело в том, что эта битва состоялась в один из переходящих церковных праздников – Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. В этот день Церковью принято особо прославлять Божию Матерь, как Небесную Защитницу – Воеводу, воспевая Ей песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых…».

5

Литература:

1. Свт. Димитрий Ростовский. Житие святого благоверного князя Александра Невского. Совместное издание Введенской Оптиной Пустыни и Издательского отдела Московской Патриархии. 1992 год. С. 543;
2. Там же. С. 546;
3. Малков Ю.Г. «Русь Святая» очерк истории Православия в России. Издательство «Правило веры». М. 2002.

Все изображения взяты из открытых источников.

МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ

МИССИОНЕРСКИЙ ПРОЕКТ
«ВЕЛИКИЕ ДАТЫ ИСТОРИИ РОССИИ»
ОЧЕРК ПЕРВЫЙ

«22 июня 1941 года»

1


22 ИЮНЯ – ДЕНЬ НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
ДЕНЬ  ВЕЛИКОЙ ПАМЯТИ, ВЕЛИКОЙ СКОРБИ, ВЕЛИКОЙ ГОРДОСТИ И СЛАВЫ ЗА НАШУ СТРАНУ, НАШ НАРОД, НАШ ПОДВИГ И НАШУ ПОБЕДУ!

ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ

2

ТЕМ СЛАВНЫМ КОМАНДИРАМ И БОЙЦАМ

3

И МАРШАЛАМ СТРАНЫ И РЯДОВЫМ

4

ПОКЛОНИМСЯ И МЕРТВЫМ И ЖИВЫМ

5

Жители Ленинграда слушают об’явление о начале войны. Они еще не знают, что такое БЛОКАДА…

ВСЕМ ТЕМ, КОТОРЫХ ЗАБЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ!

6

ПОКЛОНИМСЯ, ПОКЛОНИМСЯ, ДРУЗЬЯ!

7

Юрий Левитан зачитывает сводки с полей сражения

ВСЕМ МИРОМ, ВСЕМ НАРОДОМ, ВСЕЙ ЗЕМЛЕЙ

8

Дети войны

ПОКЛОНИМСЯ ЗА ТОТ ВЕЛИКИЙ БОЙ!

9

Текст песни «Поклонимся великим тем годам». Музыка: А. Пахмутова, слова: М. Львов.

Все изображения взяты из открытых источников.

МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. МИССИОНЕРСКИЙ ПРОЕКТ «ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ ПРАВОСЛАВИЯ»

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА.

1

День Святой Троицы или Пятидесятница является величайшим христианским праздником. Отмечается он всегда в 50-й день после Пасхи Христовой – в память сошествия Святого Духа на апостолов.

Что же в этот день произошло в Иерусалиме две тысячи лет назад?

После Вознесения Господня с горы Елеонской апостолы вернулись в Иерусалим. Прошло десять дней, и наступил праздник Пятидесятницы. В Древнем Израиле это был первоначально земледельческий праздник жатвы, день радости и благодарения, когда в жертву Богу приносились «начатки» собранного к концу мая первого урожая. Затем этот праздник стал отмечаться в память о Завете между Богом и пророком Моисеем и всем израильским народом. Событие это произошло примерно через пятьдесят дней после исхода Израиля из Египта. Так, Пятидесятница, фактически, стала днем рождения Ветхозаветной Церкви.

Но вернемся к апостолам, которые вместе с Пресвятой Богородицей находились в Иерусалиме, как повелел им Христос.

Вот, как описывает эти события евангелист Лука в книге Деяний:

«И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:4-5).

Перечисление лиц, оставшихся в Иерусалиме в ожидании сошествия Святого Духа, очень важно, так как именно эти люди составили основу той первоначальной церковной общины, из которой потом начнет развиваться  Церковь по всей земле. День Пятидесятницы стал Днем Рождения Новозаветной Церкви, когда на апостолов сошел Дух Святой.

Что же произошло дальше?

Об этом событии мы тоже узнаем из книги Деяний:

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все  Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4).

Иерусалим в тот день был переполнен паломниками. Они тоже услышали этот  удивительный шум, подобный шуму бури и надвигающейся грозы, пришли в смятение и поспешили к дому, где собрались апостолы. Их изумлению не было конца, когда они увидели простых галилеян, вдохновенно вещавших на разных языках. Для каждого из паломников, проповедь звучала на его родном языке!

Вот, как говорит об этом книга Деяний:

«Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» (Деян. 2:6-8).

Чтобы подчеркнуть это чудо, апостол Лука специально приводит далее длинный список народов со всех концов Римской империи. Проповедь апостолов должна была начаться в Иерусалиме, охватить Иудею и Самарию, а затем, дойти до края земли. Все народы должны будут услышать слова Евангельской Истины. Трагическое разделение народов, произошедшее при строительстве и разрушении Вавилонской башни, когда люди перестали понимать язык друг друга, приходит к концу в День Пятидесятницы. Через апостолов, несущих Свет Евангелия  на понятных людям языках, Бог вновь призывает всех к единству в вере и Истине.

Что же произошло со святыми апостолами в День Сошествия на них Святого Духа?

Ведь, это были те же самые люди, которые в страхе бежали  из Гефсимании, а в День Вознесения надеялись на воссоздание земного Израильского царства..

Теперь они без страха обращаются с невиданной по силе и убеждению проповедью к людям всего мира.  Именно после сошествия на них Святого Духа, ученики Христа становятся настоящими апостолами, перевернувшими всю историю человечества. Мир будет преследовать их, сажать в тюрьмы, бросать на аренах цирков в лапы диких зверей, отсекать головы, распинать на крестах. Но никто и ничто уже не сможет помешать апостолам свидетельствовать о Христе, и этим спасать людей.

Фактически каждый христианин своей жизнью по совести, по Заповедям, по Евангелию, должен  продолжать дело святых апостолов, неся Свет Христов миру.

Почему же День Пятидесятницы еще называют Днем Святой Троицы?

Дело в том, что две тысячи лет назад, в день иудейской Пятидесятницы, мир воспринял тайну Триединого Бога: Ветхий Завет знал Единого Бога, положившего основание Ветхозаветной Церкви, Сын Божий, воплотившись на земле, создает Церковь Нового Завета, Дух Святой приходит в этот мир и действует в нем до скончания века. Именно поэтому  день Пятидесятницы еще именуется  Днем Святой Троицы.

2


Источники:
1. Деяния Святых Апостолов.

Литература:
1. Малков. П.Ю. Введение в Литургическое Предание. М. Издательство ПСТГУ, 2017;
2. Прот. Олег Давыденков. Догматические богословие. М. Издательство ПСТГУ, 2017;
3. Митрополит Илларион (Алфеев). Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга VI. М. Издательство Сретенского монастыря. 2017.

Интернет – ресурсы:
Сайт: azbuka.ru

Все изображения взяты из открытых источников.

МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ

1

Мы продолжаем изучать святоотеческое наследие и труды подвижников Православия, которые дают нам единственно точные ориентиры и ответы на многие вопросы нашей жизни, в том числе, и на вопрос: «Как жить сегодня, в наше непростое время?».
В июне в рубрике Миссия на приходе в разделе «Святые отцы говорят» мы публикуем отрывки из трудов святого апостола Иакова, святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Николая Сербского и игумена Никона (Воробьева).

МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК №40

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

1

10 июня Русская Православная Церковь празднует величайшее событие в истории Христианства и в судьбе человечества – ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

После Своего воскресения, Иисус Христос несколько раз является своим ученикам. Череда явлений Воскресшего Христа заканчивается Его вознесением на небо.

Вот как описывают это событие сами святые апостолы.

Святой апостол и евангелист Марк говорит об этом событии очень кратко:

    «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Мк. 16:19-20).

2

Святой апостол и евангелист Марк

Апостол Лука уточняет, что вознесение произошло в Вифании – селении близ Иерусалима, куда Христос неоднократно приходил при жизни. Вифания – на арамейском языке – Бет-Анья – селение, упомянутое в Новом Завете, как родной город Лазаря, Марии и Марфы: «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее» (Ин. 11:1).

Традиционно древняя Вифания отождествляется с городом Аль-Азария – название образовано от имени «Лазарь» и означает «место Лазаря» на Западном берегу реки Иордан, примерно в 3 км от Иерусалима.

4

Монастырь Марфы и Марии в Вифании.

Вот как описывает событие Вознесения Христова святой апостол и евангелист Лука:

«И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь» (Лк. 24: 50 – 53).

3

Святой апостол и евангелист Лука

Свою вторую книгу апостол Лука начинает прологом, в котором говорит о том, что Иисус явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь апостолам  и говоря им о  Царствии Божием (Деян. 1:3).

Именно из этого упоминания мы узнаем, что Вознесение Господа Иисуса Христа произошло на сороковой день после Его Воскресения:

   «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 9-11).

Окончание Евангелия от Луки плавно перетекает в начало книги Деяний. Этим евангелист показывает, что история Христианства не закончилась ни смертью, ни Воскресением, ни Вознесением Господа Иисуса Христа. С этих событий история Христианства только начинается и продолжается во век!

«ИТАК, ИДИТЕ, НАУЧИТЕ ВСЕ НАРОДЫ, КРЕСТЯ ИХ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА, УЧА ИХ СОБЛЮДАТЬ ВСЕ, ЧТО Я ПОВЕЛЕЛ ВАМ; И СЕ, Я С ВАМИ ВО ВСЕ ДНИ ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА АМИНЬ» (Мф. 28: 19-20)

5

Литература:

Митрополит Илларион (Алфеев). Иисус Христос. Жизнь и Учение. Книга VI  Смерть и Воскресение. Издательство Сретенского монастыря. 2017.

Все изображения взяты из открытых источников.